Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Региональная инновационная система

В связи со сложной политической и экономической обстановкой, сложившейся в стране, существенно возросло значение промышленности Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), основу которой составляет минерально-сырьевой комплекс (МСК).

Разработка и реализация инновационных технологий в области разведки, добычи и глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов Арктики — реальная основа инновационного прорыва в новое качество всех смежных и вспомогательных отраслей.
Следует отметить, что в ряде научных работ и правительственных постановлений противопоставляется минерально-ресурсный и инновационный путь развития, что, по мнению авторов, не соответствует действительности. Именно МСК должен быть связан с производством высокотехнологичной продукции. Так, для повышения эффективности использования минеральных ресурсов принципиально важно следовать принципу максимального извлечения сырья с применением новейших природосберегающих технологий. Инновационная модернизация промышленности МСК должна быть не менее наукоемкой, чем передовые отрасли промышленности страны [1].

МСК АЗРФ располагает необходимым инновационным потенциалом для становления реальным центром генерации технологических преобразований, что является важнейшей целью стратегического развития горнодобывающей отрасли и экономики страны [2].
Изменение динамики индекса промышленного производства, основанного на добыче и переработке минеральных ресурсов в регионах Арктики, непосредственно влияет на экономические показатели страны.

Экономический рост РФ в последнее десятилетие основывался на опережающей роли доходов от минерально-сырьевого экспорта, который обеспечивался благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. При этом рост экспорта опережал промышленное производство, а объемы вложений в НИОКР значительно отставали от объемов соответствующих затрат зарубежных минерально-сырьевых  компаний.

Существует ряд реальных предпосылок для модернизации промышленности МСК АЗРФ, в т.ч.: многогранный научно-технический и образовательный потенциал, обеспечение разнообразными природными ресурсами, геополитическое положение и др.

Следует сосредоточить внимание на становлении ключевых направлений промышленного развития МСК, для чего необходима целенаправленная государственная научно-техническая и инновационная политика, главной задачей которой является рациональное комплексное освоение минерально-сырьевого потенциала.

Модернизация промышленности МСК АЗРФ предполагает определение контуров и основных параметров, а также обоснование места и роли территориального сообщества и его участников как субъектов инновационной политики. На первый план выдвигается задача создания государством общих условий и среды, которые способствуют привлечению частного капитала в создание наукоемкой продукции промышленности МСК.

Требуется разработка новых систем и механизмов управления развитием функционирующих промышленных комплексов. В качестве инструментария реализации политики модернизации промышленности МСК АЗРФ, направленной на повышение инновационной составляющей конкурентоспособности региональных экономик, предлагается создание и развитие региональных инновационных систем (РИС).

Показано, что РИС обладает свойствами, обусловленными ее институциональной спецификой, и представляет собой организационно-экономический механизм и социальный институт постиндустриального хозяйства, ориентирующий исследования и разработки на повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона, а также является совокупностью учреждений и организаций, расположенных на территории региона, осуществляющих научно-образовательную, научно-техническую, инновационную деятельность и трансфер технологий в соответствии с законами РФ [3].

Основные тенденции деятельности государства в инновационной сфере развитых стран привели к формированию универсальных, проверенный мировой практикой и доказавших свою эффективность рекомендаций в отношении содержания и основных задач государственной поддержки инновационной деятельности и модернизации промышленных предприятий.

Этот опыт и рекомендации могут быть с успехом использованы для модернизации промышленности МСК АЗРФ, народнохозяйственный эффект от которой не ограничивается повышением конкурентоспособности предприятий промышленности. В процессе развития создаются предпосылки для дальнейшей структурной перестройки экономики. В этом плане целью формирования РИС является создание экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции и технологий в интересах реализации стратегических приоритетов региона.

Выявление объективных предпосылок для формирования РИС может быть проведено лишь на основе комплексного анализа в конкретном регионе с учетом сложившейся отраслевой структуры экономики, уровня промышленного развития МСК АЗРФ, наукоемкости продукции, степени научного обеспечения инновационных разработок и др. В то же время необходимо отметить, что мировой опыт свидетельствует о формировании и развитии РИС, как правило, в крупных территориальных образованиях.

В теории управления выделяют два типа региональных инновационных систем:

  • институциональные РИС, основу которых составляют государственные центры генерации новых знаний и институты;
  • предпринимательские РИС, основу которых составляют предприятия малого и среднего бизнеса, в которых продукт проходит основные этапы инновационного процесса.

Можно утверждать, что на региональном уровне необходимы институциональные изменения в государственном регулировании инновационных процессов, уточнение функций и полномочий исполнительной власти и контролирующих организаций в экономической сфере. Должны быть созданы специальные формы поддержки инновационного бизнеса [4].

Вследствие разнообразности потенциала и особенностей развития промышленного сектора АЗРФ различаются и инструменты управления РИС для каждого региона. Так, для регионов с наименьшим инновационным развитием наиболее эффективно применение административных механизмов, таких как государственная помощь организационного характера и прямые методы регулирования инновационной деятельности. Для инновационно развитых регионов необходимо шире использовать стимулирующие механизмы. При этом инновационная активность региона должна сочетаться с развитым промышленно-производственным комплексом, что позволит не только производить инновационный продукт, но и выходить с ним на новые рынки. Это может способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов и снижению потребности в импорте инновационных технологий.

Политика в области развития инновационной деятельности реализуется путем создания благоприятной экономической и правовой среды в отношении формирования инфраструктуры РИС.

Инновационная инфраструктура является системой взаимосвязанных организаций, субъектов инновационной деятельности. Ядром этой системы являются научно-исследовательские институты и университеты, в которых на основе фундаментальных и прикладных исследований создаются востребованные на рынке инновационные продукты и услуги. Другие элементы системы могут осуществлять продвижение новой продукции и оказывать производственно-технологические, финансовые, информационные, кадровые, консалтинговые услуги.

Управление РИС должно быть направлено на тиражирование эффективно функционирующих объектов инфраструктуры, создание и развнтие ее недостающих элементов.

На территории АЗРФ имеются некоторые структуры, в задачи которых входит развитие инновационной деятельности, но инновационные системы как таковые отсутствуют, что является результатом не только качества институтов управления и регулирования реального сектора экономики органами государственной власти, но и недостаточной эффективности научного сообщества и бизнеса в сфере внедрения инноваций. Также отсутствуют четко работающие механизмы предоставления научными организациями собственных разработок потенциальным инвесторам. В тоже время представители бизнеса склонны заниматься менее рискованной деятельностью [5].

Одной из основных проблем формирования РИС является работа инфраструктурных элементов практически в автономном режиме, без постоянной, тесной взаимосвязи с промышленностью МСК. Данные элементы функционируют либо за счёт частной инициативы, либо за счёт ресурсов, выделяемых государством или органами местного самоуправления, и мало связаны друг с другом.

Образовательные учреждения АЗРФ недостаточно активно, по мнению авторов, используют возможности создания малых инновационных предприятий, чьей целью является обеспечение реального внедрения созданных за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности.

Остро стоит вопрос финансирования инновационных проектов для модернизации промышленности. В связи с этим можно рекомендовать использовать опыт западной системы венчурного кредитования в виде специального внебюджетного фонда и системы страхования рисков, связанных с инновационными проектами.

Также необходимо использовать и расширять опыт применения промышленного сервиса на предприятиях горнодобывающего комплекса [6].

Для обеспечения модернизации промышленности МСК необходима существенная перестройка организационной структуры управления, что потребует вовлечения руководителей всех звеньев в инновационную деяятельность. Однако до сих пор не сформирована эффективно функционирующая система переподготовки кадров для работы в сфере инновационного развития. К решению подобной проблемы целесообразно привлечь и научные коллективы. В дальнейшей перспективе для управленческих кадров наиболее эффективным представляется создание сети региональных центров (институтов повышения квалификации) на базе отраслевых вузов [7].Для решения рассмотренных проблем необходимо формирование и совершенствование РИС с учетом опыта инновационно-развитых стран. Это позволит провести эффективную модернизацию промышленности минерально-сырьевого комплекса.

Список литературы:

  1. Цукерман В.А. Концептуальные основы инновационного промышленного развития Севера и Арктики // Север и рынок: Формирование экономического порядка. 2012. — № 3. – С. 139-143.
  2. Березиков С.А., Цукерман В.А. Технологическая структура экономики и се влияние на конкурентоспособность северных регионов России минерально-сырьевой направленности // Горный журнал. 2012. — № 9. — С. 63-66.
  3. Инновационная экономика: Энциклопедический словарь-справочник / Комков Н.И., Селин В.С., Цукерман В.А. Науч. рук. Ивантер В.В., Суслов В.И.; ИНП РАН. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 544 с.
  4. Развитие экономического потенциала северных регионов России / под ред. Селина В.С., Павлова К.В., Башмаковой Е.П./ – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2011. – 201 с.
  5. Горидько Н.П., Нижегородцев Р.М., Цукерман В.А. Инновационные векторы экономического роста северных регионов: возможности, оценки, прогнозы. – Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН, 2013. – 199 с.
  6. Иванова Л.В., Козлов А.А. и Цукерман В.А. Организация промышленного сервиса на горном производстве: российский и зарубежный опыт // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2014. — № 12. — С. 279-284.
  7. Тенденции и особенности инновационной индустриализации в северных регионах России / Коллектив авторов; под науч. ред. Селина В.С., Цукермана В.А. – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 162 с.


Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом