Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил

Территориальные пропорции развития производительных сил отражают участие каждого субъекта Федерации в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее раз¬вития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаимосвязанные между собой производственную и непроизводствен¬ную сферы экономики и базируется на учете многочисленных, часто разнонаправленных предпосылок и ограничений развития территорий.
Территориальные пропорции развития общественного произ¬водства России в течение многих десятилетий формировались в составе Союза Советских Социалистических Республик, народно¬хозяйственный комплекс которого рассматривался как целостный экономический механизм, развивающийся в условиях планового ведения хозяйства.
Пропорции можно рассматривать как результат производ¬ственной специализации регионов или территориального разде¬ления труда. Поскольку производственная специализация служит стержнем хозяйственного развития любой территории, то мас¬штабы развития отраслей специализации предопределяют соотно¬шения всех территориальных образований в общественном про¬изводстве.
При плановом ведении народного хозяйства в числе основных закономерностей размещения производства выделялись:
• рост производительности общественного труда за счет раци-онального размещения производства;
• планомерное размещение производства по территории стра¬ны путем всемерного приближения его к источникам сырья, энергии, материалов и к районам потребления готовой про¬дукции;
• рациональное разделение труда между экономическими рай¬онами страны путем направленной специализации и комп¬лексного развития за счет наиболее полного использования ресурсов отдельных территорий в интересах всего народно¬го хозяйства.
Необходимо отметить, что большинство факторов размещения общественного производства являются действенными и на новом этапе экономического развития, в условиях вхождения экономики России в рыночные отношения.
Территориальные пропорции экономического развития стра¬ны устанавливаются по ее макрорегионам (зонам), а внутри мак¬рорегионов — по отдельным регионам.
Сложившиеся в условиях планового развития экономики тер-риториальные пропорции формировались под воздействием групп факторов природного, социального, экономического и техничес¬кого характера. С учетом их влияния складывались территориальные пропорции развития экономики по следующим основным группам:
• региональное распределение природного комплекса;
• социально-экономические региональные пропорции;
• территориальные пропорции промышленного комплекса;
• территориальные пропорции энергетического комплекса;
• территориальные пропорции агропромышленного комплекса;
• территориальное распределение транспортного комплекса.
Природные ресурсы, их региональное распределение, эконо¬мика добычи и использования рассматриваются как базовый эле¬мент формирования территориальных пропорций экономики, ос¬нова их достаточной устойчивости во времени в силу длительно¬сти отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитало- и материалоемкости освоения новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основ¬ных ресурсных баз в слабоосвоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока РФ.
Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современ¬ного использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяйственный оборот в перспективе позволяет определить обес¬печенность регионов и зон по отдельным видам ресурсов.
Социально-экономические региональные пропорции опреде¬ляют территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, реги¬ональные и национальные особенности проживания и формиро¬вания трудовых навыков, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет разме¬щение населения и трудовых ресурсов. В современных условиях размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие.
В социально-экономических пропорциях находят отражение особенности развития социальной инфраструктуры — уровень обеспеченности территорий жилищным фондом, объектами здра-воохранения, образования, культуры и т.д. До настоящего време¬ни районы Востока России значительно уступают по этим пока¬зателям Западной зоне страны.
Территориальные пропорции промышленности составляют основу экономического развития территории. Промышленное производство рассматривается, с одной стороны, как обособленная система в иерархии экономических систем, а с другой — как подсистема народного хозяйства.
Технико-экономическое обоснование регионального развития промышленности базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействия факторов общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ сте¬пени влияния отдельных факторов базируется на детальном изу¬чении и учете направлений научно-технического прогресса, воз¬можных изменений в организации производства. Оценка каждо¬го фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нормативов, уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов.
Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяй¬ства в продукции конкретной отрасли, к социально-экономичес¬ким условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назна¬чения и т.д.
К отраслевым факторам, характеризующим технико-экономи¬ческую специфику отрасли промышленности, относятся диффе¬ренцированные по территории нормы расхода сырья, энергии, воды, трудоемкость и транспортабельность продукции. Эти фак¬торы отражают влияние НТГТ, техники и технологии, а также форм организации общественного производства на эффективность территориальной организации отрасли.
Количественный и качественный анализ суммарного воздей¬ствия всей системы факторов и предпосылок размещения произ¬водительных сил заложен в основу классификации отраслей и промышленных предприятий, которая позволяет выделить следу¬ющие наиболее характерные группы:
• отрасли, тяготеющие к источникам сырья и, следовательно, значительно связанные с размещением сырьевых ресурсов (предприятия, перерабатывающие многотоннажное сырье, перевозки которого значительно дороже перевозки готовой продукции);
• отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии (предприятия этой группы характеризуются большой долей энергетических затрат в общих эксплуатационных и капи¬тальных затратах, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции);
•отрасли, тяготеющие к районам концентрации трудовых ресурсов (производства с высокой трудоемкостью, а следо¬вательно, с большой долей затрат в стоимости на заработ¬ную плату, социальную сферу, коммунальные услуги и т.п.);
• отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции (производства, в которых затраты на доставку продукции по¬требителям значительно превышают затраты на доставку сырья, материалов и топлива при одинаковой дальности перевозок, а также предприятия, производящие малотранс¬портабельную, скоропортящуюся продукцию).
Иногда трудно классифицировать предприятия по приведен¬ным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготе¬ния под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факто¬ров). Это требует более углубленного экономического анализа комплексного воздействия всей системы факторов, влияющих на их размещение.
Система факторов, предпосылок и условий размещения, а так¬же их стоимостное выражение изменяются во времени вплоть до изменения направления воздействия. Вероятно, ускорению про¬цессов снижения ресурсоемкости широкой группы промышлен¬ных производств будет способствовать рыночная экономика, при которой в целях получения дополнительной прибыли и повыше¬ния конкурентоспособности продукции на региональных рынках ускоренно должна реализовываться программа ресурсосбережения за счет технического и технологического перевооружения произ¬водств.
Сложившиеся под совокупным воздействием системы регио¬нальных, ресурсных, отраслевых и социальных факторов межзо¬нальные пропорции размещения производительных сил свиде¬тельствуют о наличии существенных различий в ходе процессов экономического развития Западной и Восточной зон страны.
Наиболее характерными особенностями для основной части территории Западной зоны являются сосредоточение здесь более 78% населения России; наличие значительного комплекса природ¬ных ресурсов (минеральных, лесных, основной части фонда сель¬скохозяйственных угодий, водных ресурсов); высокоразвитого производственного комплекса (производящего более 73% валовой продукции промышленности и 76% продукции сельского хозяй¬ства (табл. 6.3.1)); развитой (применительно к условиям России) социальной инфраструктуры; развитой транспортной сети, обес¬печивающей межрайонные и межгосударственные связи России; мощной электроэнергетической системы (70% от установленной мощности электростанций России, в том числе 99,5% от мощно¬сти АЭС РФ).
К числу «ограничителей» развития производительных сил За¬падной зоны относится крайне низкая обеспеченность собствен¬ными экономичными в использовании топливно-энергетически¬ми ресурсами и отдельными видами сырья для обрабатывающих отраслей.
Повышение эффективности хозяйственного комплекса Запад¬ной зоны связано с интенсификацией использования созданных основных производственных фондов, увеличением выпуска про¬дукции, в основном на действующих предприятиях, за счет уско¬ренного их перевооружения и модернизации, совершенствовани¬ем отраслевой структуры хозяйства путем преимущественного развития относительно малоэнерго-, водо- и материалоемких про¬изводств.
К общим характерным особенностям макрорегиона Сибири и Дальнего Востока, занимающего территорию, превышающую тер¬риторию Китая, США или Канады, можно отнести: наличие уни¬кальных по запасам, качеству и экономическим показателям до¬бычи природных ресурсов (топливных, минерально-сырьевых, лесных, водных), имеющих принципиально важное значение для развития экономики России и формирования ее экспортного по¬тенциала; низкая плотность населения (особенно северных терри¬торий), концентрация основной его части в южных районах Си¬бири и Дальнего Востока; наличие различных климатических зон с преобладанием на обширной территории Заполярья природных условий, трудных для проживания людей; недостаточная разви¬тость транспортной сети, наличие большого количества изолиро-ванно работающих промузлов; создание энергопромышленных узлов и комплексов (функционирующих —Саянский, Братский, Усть-Илимский; развивающихся — Приангарский, Канско-Ачин-ский и ряд других), которые явятся основой развития и структур¬ного преобразования народного хозяйства Сибири на этапе выхода экономики России из кризиса.
В промышленном комплексе зоны Сибири и Дальнего Восто¬ка (26,9% валового выпуска продукции от общероссийского уров¬ня) преобладают добывающие отрасли.
Сложившиеся к настоящему времени под воздействием сис¬темы факторов пропорции размещения достаточно устойчивы. В СССР была создана система региональных исследований, ре¬шавшая все проблемы на всех этапах планирования и территори¬альной организации экономики. Территориальная организация производительных сил обеспечивалась на основе разработки сис¬темы схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности, а также схем комплексного развития хозяй¬ства союзных республик и экономических районов. Разработка схем проводилась под единую целевую социально-экономическую программную установку развития государства и союзных респуб¬лик, на единой методической основе, что обеспечивало их своди-мость в Генеральную схему и возможность использования ее ма¬териалов при подготовке государственных программ и разносрочных планов развития страны в территориальном разрезе. Как правило, рекомендации Генеральной схемы, доведенные до уровня титульных списков нового строительства, расширения и реконст¬рукции производственных объектов, включались в годовые и пятилетние планы развития с обеспечением необходимых объемов финансирования в основном за счет средств госбюджета.
Таким образом, становление экономики России как суверен¬ного государства базируется на мощном фундаменте предшеству¬ющих научных обоснований прогнозных направлений развития базовых отраслей экономики и на достаточно устойчивых пропор¬циях размещения производительных сил.
Прекращение с начала 1990-х гг. работ над отраслевыми и тер-риториальными схемами развития и размещения отраслей народ¬ного хозяйства и промышленности следует рассматривать как вре¬менное явление, связанное с перестройкой управления экономи¬кой. Отказ от отраслевых методов управления экономикой, перераспределение собственности в большинстве отраслей народ¬ного хозяйства и рост самостоятельности субъектов Федерации не могут исключить роль и ответственность государства за формиро¬вание региональной политики в целом, за разработку комплекс¬ных прогнозов и программ развития территорий и отраслей, за контроль над развитием инвестиционной сферы, рынков сырья и продукции и т.д. В конечном итоге в условиях рыночных отно¬шений нельзя исключить определяющую роль государства в оп-ределении направлений, темпов и территориальных пропорций развития производительных сил.
Происходящие изменения должны привести к усилению воз¬действия на территориальные пропорции группы факторов (ры¬ночных), которые или отсутствовали при плановом ведении эко¬номики, или практически не работали в условиях распределитель¬ного принципа использования всех видов ресурсов. К ним можно отнести реальное изменение форм собственности и взаимоотно¬шений между хозяйствующими субъектами, изменение форм и степени государственного регулирования процессами экономичес¬кого развития, влияние цен на формирование и границы регио-нальных товарных рынков, наличие законодательных актов и норм, определяющих условия внедрения в экономику законода¬тельных актов и норм, определяющих условия внедрения в эко¬номику России частного отечественного и иностранного капита¬ла, импортного оборудования и сырья.
С повышением правовой самостоятельности субъектов Феде¬рации, что находит свое юридическое оформление в договорах о разделении полномочий между ними и федеральным Центром, у субъектов появится реальная возможность выбора направлений экономического развития, выхода на рынки инвестиций, топливно-энергетических ресурсов и т.п. Повышается их роль в согла¬совании площадок под новое строительство, использовании при¬родных ресурсов, в реализации экологической политики, в разви¬тии внешнеэкономических связей. Субъекты Федерации (а не экономические районы, как это принималось на этапе планового развития) при многообразии форм собственности, предпосылок и ограничений их развития превращаются в основную хозяйству¬ющую территориальную единицу, которая должна учитываться при прогнозировании территориального развития экономики. По¬вышение хозяйственной самостоятельности субъектов Федерации при наличии ценовых регуляторов на все виды ресурсов и произ¬водственной деятельности не сможет, однако, привести к резко¬му изменению территориальных пропорций размещения обще¬ственного производства. Представляется, что именно повышение хозяйственной самостоятельности первичных хозяйствующих субъектов при начале действия рыночных законов будет способ¬ствовать рационализации структуры их экономики и в конечном итоге — рационализации территориальных пропорций экономи¬ческого развития страны по макрорегионам (Восток — Запад).
Региональные товарные рынки должны стать инструментом рационального обеспечения платежеспособного спроса на кон¬кретный товар различными поставщиками (не только отечествен¬ными, но и зарубежными). Определение географических границ товарных рынков производится на основе анализа поставок про¬дукции на местные рынки субъектов Федерации, а также на об¬щероссийский и международный рынки с учетом развития межот¬раслевых, межрегиональных и межгосударственных связей.
Проведенные в последние годы исследования позволяют сде¬лать вывод, что степень влияния каждого из группы рыночных факторов на формирование территориальных пропорций будет нарастать во времени. В то же время их роль будет носить скорее корректирующий характер по отношению к первой группе фак¬торов (природные, социальные, отраслевые, региональные), фор¬мирующих устойчивую во времени базу территориальных пропор¬ций развития производительных сил.
В каждом региональном комплексе выделяются три группы отраслей производства. Ведущая роль принадлежит отраслям спе¬циализации, продукция которых вывозится за пределы региона. В прямой зависимости от отраслей специализации находится груп¬па сопряженных с ними отраслей производства, но это не значит, что в каждом районе должен быть представлен весь круг отраслей, необходимых для развития первой группы (авиастроение, ав-тостроение, электронная, приборостроение и др.). К третьей груп¬пе относятся обслуживающие отрасли, которые производят про¬дукцию местного потребления, используя в основном внутрирай¬онные ресурсы.
Значительный рост удельного веса межрайонного значения Западной Сибири вызван темпами развития нефтяной, газовой промышленности и электроэнергетики; Восточной Сибири — тем¬пами развития нефтехимической, медно-никелевой, целлюлозной, алюминиевой, энергетических отраслей промышленности.
Территориальные пропорции развития экономики формируют¬ся под воздействием групп факторов: региональное распределение природного комплекса; социально-экономические пропорции; тер¬риториальные пропорции промышленного комплекса и др.
Природные ресурсы, их региональное распределение, эконо¬мика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций экономики. Природные ресурсы в России размещены неравномерно. Распре¬деление природных ресурсов имеет две особенности: во-первых, ряд природных ресурсов (алмазы, платина, золото, никель, сви¬нец, цинк и др.) имеются не повсеместно, а в ограниченном чис¬ле регионов (табл. 6.3.3).
Данные таблицы показывают, что Восточная зона (Западная и Во-сточная Сибирь и Дальний Восток) располагают 89% запасов угля, 82,4% природного газа, 68% нефти, 65% медной руды, 97% свинцово-цинковых руд, 80% водных ресурсов, 80,5% гидроэнергетических ресурсов и 79,5% запасов древесины. Западная зона выделяется за¬пасами железных руд (88%), алюминиевым сырьем (79,5%), фосфор¬ным сырьем (78%) и земельными ресурсами (78%).
Социально-экономические региональные пропорции выра¬жают территориальное распределение населения, трудовых ресур¬сов, миграционные процессы, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение имеет размещение тру¬довых ресурсов, особенно квалифицированных кадров. Оно явля¬ется главным фактором, определяющим территориальное разви¬тие хозяйства региона.
Уровень межрайонной подвижности населения в России до 1991 г. был относительно невысок. Межрайонная миграция насе¬ления в нашей стране за 1970—90 гг. составила 2,5%, внутрирай¬онная — 21%. За 1991—2000 гг. она увеличилась соответственно до 4,3 и 25% за счет миграции из северных районов, где условия жизни резко ухудшились. Помимо этого увеличился за 1996— 2000 гг. отток населения из Чечни, где ведутся военные действия; из этого региона почти полностью выехало русскоязычное насе¬ление.
За 1920—90 гг. не удалась попытка значительного увеличения населения Восточной зоны. В 2000 г. удельный вес численности населения этой зоны составил 21%, Западной — 79%. Социально-экономические пропорции отражают особенности развития соци¬альной инфраструктуры. Расчет показывает, что Восточная зона обеспечена ниже, чем Западная зона: на 35% — жилищным фон¬дом, на 15% — объектами здравоохранения и на 22% — объекта¬ми культуры. Уровень обеспеченности жилищного фонда газом, горячей водой и централизованным отоплением составляет 71% от уровня Западной зоны.
Территориальные пропорции развития и размещения предпри¬ятий промышленности играют главную роль в формировании го¬родов и рабочих поселков.
Большое влияние на размещение промышленности оказыва¬ют природные условия и ресурсы, экономические условия, про¬странственный фактор и др.
Наличие в регионе топливно-энергетических, минерально-сы¬рьевых, земельных, водных илесныхресурсов позволяет решать стра¬тегические задачи размещения различных отраслей промышлен¬ного комплекса.
Природно-климатическиеусловия (климат, почвы, рельеф мест¬ности, характер грунтов) оказывают значительное воздействие на экономику строительства, стоимость жизни населения, а также технологические характеристики производства.
К экономическим факторам размещения промышленных пред¬приятий относятся население и трудовые ресурсы, существующий производственный аппарат, инфраструктура и агломерационный эффект, отражающий результат влияния различных экономичес¬ких факторов при высокой их территориальной концентрации.
Под фактором население и трудовые ресурсы понимаются не только территориальная дифференциация численности населения и трудовых ресурсов, но и различия в квалификации управленчес¬ких, инженерно-технических и рабочих кадров, уровнях развития общей и профессиональной культуры, науки, национально-пси¬хологические особенности населения.
Производственный аппарат оказывает огромное влияние на размещение производительных сил, в первую очередь благодаря высокой экономической эффективности реконструкции и расши¬рения действующих предприятий.
Производственный аппарат — это не только основное произ¬водство, но и базы строительной индустрии, специализированные ремонтные предприятия, складское хозяйство, межотраслевые производства и т.д.
Наличие строительных баз оказывает большое влияние на раз¬мещение крупных промышленных предприятий и является весь¬ма важным при проведении межрайонных сопоставлений. В мень¬шей мере исследована роль различного рода вспомогательных производств. Вспомогательные предприятия промышленного об¬служивания могут размещаться лишь в крупных центрах концен¬трации промышленности.
Инфраструктура — это здания, сооружения всех видов и ком-муникации (жилой фонд, предприятия и учреждения по обслужи¬ванию населения, внутригородской транспорт, улицы, дороги, мосты, инженерные сети, котельные и др.), учреждения и пред¬приятия непроизводственной сферы, которые обеспечивают функ¬ционирование производственной и непроизводственной деятель¬ности на данной территории, но не входят непосредственно в со¬став промышленных предприятий.
Производственный аппарат и инфраструктура характеризуют размер и качественные особенности овеществленного труда на данной территории.
Высокая территориальная концентрация ряда экономических факторов размещения промышленных предприятий и определен¬ная их комбинация создают так называемый агломерационный эф¬фект, который часто играет решающую роль при размещении об¬рабатывающей промышленности.
Это связано с тем, что экономические факторы размещения, особенно инфраструктура, в основном носят межотраслевой ха¬рактер, отличаются малой пространственной подвижностью, а так¬же исключительно высокой стоимостью и очень длительным пе¬риодом их создания. Межотраслевой характер части производ¬ственного аппарата и почти всей инфраструктуры обеспечивает возможность существенного снижения затрат этих факторов на единицу производственной и непроизводственной деятельности в случае высокой пространственной концентрации последних.
Не менее важны для возникновения агломерационного эффек¬та взаимный обмен квалификационными кадрами инженерно-тех¬нических работников и рабочих между предприятиями, а также легкость контактов между предприятиями в области снабженчес-ко-сбытовых связей и обмена научно-техническими достижени¬ями, наличие развитой научно-экспериментальной базы и общей индустриальной культуры населения.
Взаимное расположение в пространстве всех экономических и природных условий играет особую роль для размещения предпри¬ятий. Пространство, для преодоления которого необходим транс¬порт, воздействует на размещение производительных сил через соответствующий уровень транспортных издержек.
Большое значение при переходе к рыночной экономике име¬ет разработка концепции регионального развития России, эффек¬тивной территориальной организации хозяйства. В ней необходимо сформулировать общегосударственную региональную полити¬ку, нацеленную на рациональное размещение производительньгх сил, обеспечение различным регионам страны равных возможно¬стей социально-экономического развития, создание и сохранение благоприятной для жизни людей окружающей среды, комплекс¬ное и рациональное использование природных ресурсов.
На современном этапе экономического развития большое рас-пространение в развитых странах (США, Япония, Италия и др.) получила концепция «поляризованного» развития. Сущность ее в том, что в менее развитых в хозяйственном отношении регионах на слаборазвитых в экономическом отношении территориях со¬вместными усилиями государства, частного сектора и местных властей формируются новые научно-производственные комплек¬сы (НПК), которые в США называются технопарками, а в Япо¬нии технополисами. Они призваны стать «полюсами роста» для регионов.
Для ликвидации диспропорций в научно-производственном развитии Западной и Восточной зон России необходим комплекс¬ный подход, предусматривающий сбалансированное развитие ма¬териального производства, науки и социальной инфраструктуры. В 1921—1990 гг. на территории страны производственные объек¬ты, как правило, сооружались без соответствующей социальной, а зачастую и производственной инфраструктуры, особенно в вос¬точных регионах. Изменение пропорций запад — восток (центр — периферия) в пользу последнего должно стать отличительной чер¬той экономического развития современной России. Важно при¬менить такой подход при переходе к рыночным отношениям, так как самостоятельность в создании НПК поможет местным влас¬тям проявить инициативу в области предпринимательства и из¬бавиться от комплекса иждивенчества и провинциальности.
Наряду с этим участие государства в реализации концепции развития восточных регионов крайне необходимо. Оно должно стать координатором, а также принять на себя законодательную функцию. Нужен закон о содействии развитию НПК, в котором необходимо четко определить компетенцию федеральных органов и местных властей, критерий отбора территорий, место формиро¬вания комплексов, финансовые условия их функционирования, объем кредитов, предоставляемых правительством, временное освобождение от налогов предприятий и научных учреждений, действующих в зонах комплексов. Необходимо создать единый координационный, информационный и учебно-методический центр, который собирал бы сведения о претендентах, предостав¬лял местным властям необходимую информацию, помогал в под¬готовке специалистов по региональной экономике.
При разработке и принятии общегосударственной концепции формирования НПК целесообразно определить лишь общие и промежуточные цели, примерные сроки достижения, создать фи¬нансово-организационный механизм. Необходимо, чтобы каждый из регионов-участников имел право выбирать свой путь развития, намеченный общегосударственной концепцией. Последнее усло¬вие особенно важно, так как многие наши региональные програм¬мы, разработанные при централизованном управлении, не смог¬ли быть реализованы потому, что все регионы ставились в усред¬ненные жесткие рамки плана, созданного в центре.
Одна из важных целей концепции НПК — поддержка базовых отраслей промышленности (машиностроительной, химической и др.), их техническое перевооружение, переориентация на выпуск новой, в том числе наукоемкой, продукции.
На первом этапе развития НПК могут формироваться в старых промышленных регионах, например в металлургических центрах Урала и Кузбасса. НПК должны иметь исследовательский центр, который может быть организован на базе существующих научно-исследовательских институтов и лабораторий предприятий.
Концепция программ НПК должна быть рассчитана на дли¬тельную перспективу (15—20 лет) и по мере выполнения подвер¬гаться корректировке.
В 1921 —1990 гг. в России большое влияние уделялось разра¬ботке теоретических вопросов формирования территориально-производственных комплексов (ТПК). В работах Н.Н. Колосов-ского, Н.Н. Баранского, В.В. Кистанова, Н.Н. Некрасова и дру¬гих ведущих ученых доказывалась необходимость комплексного решения проблемы территориальной организации хозяйства, ко¬торая дает немалый экономический эффект.
В ТПК экономический эффект обеспечивался за счет совмест¬ной эксплуатации предприятиями общей производственной ин¬фраструктуры (транспорта, баз строительной индустрии, тепло¬снабжения, электроснабжения и т.д.) и экономии в сфере самого производства в результате более полного использования основных фондов, оборотных средств, экономики живого труда. По расче¬там проектных организаций, площади застраиваемых территорий в ТПК на 10—12% меньше по сравнению с изолированным размещением предприятия, протяженность коммуникации умень¬шается на 20—25%, экономия капитальных вложений составляет 15-20%.
С 30-х гг. XX в. на всех партийных съездах провозглашался сдвиг производительных сил на Востоке. Однако в действитель¬ности этого сдвига не было. Правда, с началом Великой Отече¬ственной войны в 1941 г. в восточные регионы было эвакуирова¬но свыше 300 промышленных предприятий, в том числе 210 — в Западную Сибирь. Эти предприятия осели в регионе, но еще больше исказили производственную специализацию района, осо¬бенно в машиностроении, так как были ориентированы на обес¬печение своей продукцией европейской зоны. В 2000 г. из Вос¬точной зоны вывозилось в европейскую (Западную зону) 75% про¬дукции машиностроения (по стоимости), а из Западной зоны ввозилось 67% машиностроительной продукции.
Почти 60% промышленности Восточной зоны составляют добы¬вающие отрасли. Из Восточной зоны в европейскую вывозится свы¬ше 70% нефти, 90% природного газа, почти 95% никеля, 98% меди, 80% цинка, 90% золота, 92% целлюлозы, 30% угля, 3 1 % древесины, 85% алюминия и т.д. Из общего объема добываемого сырья на мес¬те используется не более 30%. Следовательно, Восточная зона явля¬ется сырьевым придатком европейской зоны.
Развитие производительных сил Восточной зоны является геопо-литической проблемой. Она граничит с государствами (Китай, Япония, Корея и др.), население которых составляет 1,5 млрд человек. Плот¬ность населения Восточной зоны составляет 2,5 человек на 1 кв. км, а на Дальнем Востоке — лишь 1,3 человека на 1 кв. км.
Западная зона не имеет значительных запасов минерально-сы¬рьевых и топливно-энергетических ресурсов, но здесь сосредото¬чено 76% общероссийской пашни, 88% железорудных ресурсов, 78% населения; объем валовой продукции промышленности здесь составляет 73% от объема валовой продукции всей России, про¬дукции сельского хозяйства — 76%, строительной индустрии — 71% (табл. 6.3.4).
В Западной зоне имеются предпосылки для расширения про-мышленного производства на действующих предприятиях за счет их технического переоснащения и увеличения производственных мощностей. Выпуск продукции может быть увеличен при мини¬мальных капитальных затратах. Существующая специализация регионов Западной зоны не претерпит значительных изменений. Роль этой зоны должна повышаться за счет преимущественного развития машиностроения, атомной энергетики, производства тканей и трикотажа и других отраслей промышленности, которые в основном определят технический прогресс во всем народном хозяйстве России.
Рост производства в западных регионах должен происходить исключительно за счет повышения производительности труда и при относительном сокращении потребления ресурсов топлива, электроэнергии, сырья и воды. Следует отказаться от размещения новых и расширения действующих энерго- и водоемких произ¬водств. Новые предприятия здесь нужно сооружать лишь в целях осуществления прогрессивных структурных сдвигов и ликвидации диспропорций. Это даст возможность стабилизировать напряжен¬ный топливно-энергетический баланс и уменьшить поставки топ¬лива из восточных регионов.
Восточная зона играет большую роль в обеспечении страны топливными, медно-никелевыми, цинковыми, алмазными, лесными и другими ресурсами, а также в развитии энергоемких и водоемких производств обрабатывающей промышленности. В Восточной зоне необходимо предусмотреть:
• рациональное сочетание развития сырьевых и обрабатыва¬ющих отраслей;
• модернизацию производства;
• создание инвестиционного климата для привлечения отече¬ственного и иностранного капитала;
• формирование банковской инфраструктуры;
• поддержку малого бизнеса в сфере материального производ¬ства (легкая и пищевая отрасли промышленности, металло¬обработка, строительство и др.);
• увеличение затрат не геолого-разведочные работы;
• наращивание мощностей по добыче угля в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах;
• создание новых машиностроительных производств для нужд хозяйства Восточной зоны;
• разработку программы по охране окружающей среды;
• эффективное использование интеллектуального потенциа¬ла и квалифицированной рабочей силы.
Переход к рыночным отношениям усилит воздействие на тер-риториальные пропорции рыночных факторов, которые практи¬чески не работали в условиях командно-административной сис¬темы: переход к частной собственности и кардинальное измене¬ние отношений между хозяйствующими субъектами; влияние цен на формирование и границы региональных товарных рынков; принятие законов, определяющих условия привлечения в эконо¬мику страны отечественного и иностранного капитала.
Степень влияния рыночных факторов на формирование тер-риториальных пропорций будет нарастать, но их роль будет но¬сить корректирующий характер по отношению к группе факторов (природные, социально-экономические, региональные), которые формируют устойчивую базу территориальных пропорций разви¬тия и размещения производительных сил.


Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом