Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Региональное самофинансирование

Финансовые возможности регионов зависят от особенностей их ресурсного потенциала, природных условий, уровня их соци¬ально-экономического развития, структуры и специализации хо¬зяйства, завершенности хозяйственных комплексов, сбалансиро¬ванности межрегиональных связей. Однако независимо от этого регионы должны иметь равную самостоятельность в формирова¬нии и использовании финансовых ресурсов, величина которых непосредственно зависит от эффективности работы всего регио¬на и оптимального распределения ответственности между государ¬ственными органами управления.
Как экономическое понятие региональные финансы отража¬ют систему экономических отношений между государством и от¬дельными территориями, между регионами и объектами производ¬ственной и социальной сфер, между регионом и населением. Со¬вокупность таких отношений возникает в процессе формирования, распределения и использования денежных средств и отражается в финансовых документах — сводных финансовых балансах дохо¬дов и расходов населения; балансах доходов и расходов хозяйству¬ющих субъектов; региональных бюджетах разного уровня, а так¬же в сметах расходов, отражающих целевое использование средств внебюджетных фондов, формируемых в регионе и оставляемых в его распоряжении. На основе этих документов разрабатывается один из вариантов прогноза финансово-бюджетной базы региона.
При определении перспектив развития финансово-бюджетной базы следует ориентироваться по возможности на то, что его эко¬номические и социальные проблемы должны решаться в основ¬ном за счет заработанных и привлеченных в регион средств при невмешательстве вышестоящих органов в организацию финансо¬вых отношений и потоков финансовых ресурсов.
Финансовые взаимоотношения между всеми субъектами в ре¬гионе строятся на основе следующих принципов:
• обеспечение устойчивости доходной части регионального бюджета на основе эффективного развития экономическо¬го потенциала;
• четкое разграничение для каждого звена региональной бюд¬жетной системы источников доходов и ставок отчислений, а также видов расходов в соответствии с осуществляемыми ими функциями;
• привлечение и скоординированное использование на цели экономического и социального развития региона средств предприятий, организаций, территорий, закрепление за местным бюджетом тех источников, которые непосред¬ственно зависят от работы подведомственного хозяйства, расположенного на территории, а также средств населения, иностранных инвесторов и внебюджетных фондов.
Финансовый баланс позволяет определить вклад региона в об¬щие финансовые ресурсы государства, размер средств, остающихся в ведении местной администрации, и направления ее деятельно¬сти по увеличению своих финансовых возможностей. На его ос¬нове можно оценить национальный доход регионов, роль местной финансово-кредитной системы в перераспределении и использовании денежных средств, а также эффективность внешних связей региональной экономики по экспорту и импорту.
Кроме того, финансовый баланс позволяет установить суммы финансовых ресурсов, остающиеся в распоряжении предприятий и организаций; размер отчислений в местный и вышестоящий бюджеты; объемы финансовых средств, аккумулируемых в него¬сударственных финансовых институтах и специализированных фондах на уровне региона. При прогнозе финансово-бюджетной базы финансовый баланс позволяет учитывать эффективность использования кредитных средств по отраслям и наиболее зна¬чимым предприятиям региона независимо от форм собственнос¬ти; потенциальные возможности привлечения средств населения; участие региона в реализации общероссийских программ струк¬турной перестройки экономики; государственные источники фи-нансирования затрат по каждому направлению экономического и социального развития на основе передачи финансовых ресурсов из региона в Федерацию и обратно.
Прогнозный финансовый баланс территории должен быть ори-ентирован на определение важнейших закономерностей движения финансовых ресурсов по обобщающим показателям их формиро¬вания и основным направлениям их использования в перспективе.
Доходная часть свободного баланса должна включать создан¬ные и остающиеся в регионе доходы предприятий и организаций (денежные накопления, амортизационные отчисления), доходы местного бюджета. Кроме того, в составе доходов региона следу¬ет учитывать привлеченные извне финансовые ресурсы: бюджет¬ные ассигнования (в том числе на капитальные вложения, соци¬альное обеспечение и др.), средства по перераспределению от вышестоящих организаций и т.д.
Все первичные доходы, формирующие финансовый потенци¬ал региона, необходимо разделить на две группы: доходы, исполь¬зуемые на строго определенные цели (фонд оплаты труда, амор¬тизационные отчисления), и доходы универсального характера (прибыль (доходы) предприятий и организаций, которой полно¬стью распоряжаются сами предприятия; изъятия в виде платежей в местный и федеральный бюджеты, а также начисления в фонд оплаты труда, в различные целевые фонды).
Информационной базой составления перспективного финан¬сового баланса являются отчетные статистические данные, отчет¬ный и перспективные балансы денежных доходов и расходов на¬селения, финансовые планы предприятий и организаций, данные коммерческих банков и финансовых институтов финорганов, а также аналитические расчеты и сформированный нормативно-правовой порядок расчетов. Показатель прибыли, который харак¬теризует собственные средства и эффективность хозяйствования, включает прибыль общественных организаций, а также коммер¬ческих банков, страховых компаний, финансовых и биржевых институтов. В связи с либерализацией цен и проведением прива¬тизации экономики прибыль становится все чаще генератором ин¬фляционных процессов, стремительный рост этого показателя не всегда отражает рост эффективности производства. Поэтому в рамках перспективных расчетов наиболее актуальной становится проблема увязки этого показателя с динамикой объема производ¬ства в натуральном выражении.
Другим важным компонентом финансового баланса, характе-ризующим материальные возможности региона для проведения инвестиционной политики, является система амортизационных отчислений и фондов. В странах рыночной экономики нормы амортизации определяет государство одновременно с утверждени¬ем ставок и перечня налогов, демонстрируя особый подход к раз¬витию отраслей, в которых оно заинтересовано, а также государ¬ственную политику в области стимулирования инвестиционной активности.
Перспективные расчеты этих ресурсов необходимо произво¬дить в комплексе с развитием биржевых операций по вопросам кредитования и обращения объектов недвижимости.
Сложные и неоднозначные процессы в части формирования денежных доходов населения позволяют утверждать, что, несмотря на явное возрастание индекса цен на потребительские товары, опережающее заработную плату, денежные средства населения должны рассматриваться как реальный источник финансовых ре¬сурсов региона.
В перспективном анализе состояния этой части финансовых ресурсов на уровне региона необходимо принимать во внимание складывающиеся тенденции в дифференциации социальных групп по уровню и источникам формирования их доходов.
В составе финансовых ресурсов территории значительная роль отводится средствам бюджета, которыми непосредственно распо¬ряжаются региональные административные органы управления.
Общие принципы построения налоговой системы в России определяет Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В соответствии с ним устанавливаются перечень на-
правляемых в бюджетную систему России налогов, сборов, по¬шлин и других платежей, плательщики, их права и обязанности (включая налоговые органы), а также льготы по каждому из на¬логовых платежей.
Объектами налогообложения являются: прибыль (доходы); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности; операции с ценными бумагами; право пользования природными (территориальными) ресурсами; имущество юридических и физи¬ческих лиц; оформление актов передачи имущества; добавленная стоимость продукции, работ, услуг; другие объекты, установлен¬ные законом.
Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Рас¬пределение налоговых отчислений между бюджетами разного уровня — неотъемлемая часть порядка взимания каждого конкрет¬ного вида налога.
Федеральные и местные налоги различаются направлением их использования и поэтому становятся основным объектом «спор¬ных» отношений между бюджетами различных уровней. Стабиль¬ность этих взаимоотношений определяет не только надежность прогнозных расчетов, но и общий масштаб финансово-бюджет¬ной базы региона.
В настоящее время центральные органы разработали и пред¬ложили документы по принципиальному изменению бюджетной системы России. Новый механизм межбюджетных отношений и бюджетного регулирования включает следующие основные посту¬латы:
• определение трансфертов на уровне взаимоотношений бюд¬жетов России и субъектов Федерации путем создания в рам¬ках федерального бюджета России фонда финансовой поддержки регионов (из части поступлений от налога на до¬бавленную стоимость в консолидированный бюджет Рос¬сийской Федерации);
• оказание финансовой поддержки регионам, финансово-бюджетная база которых не позволяет полностью финанси¬ровать расходы из бюджета и которые получили статус «ре¬гиона, нуждающегося в поддержке» или «особо неблагопо¬лучного региона».
Отдельным направлением разработки прогноза финансово-бюджетной базы региона является анализ существующей и перс¬пективной систем налогообложения, адаптированных к конкретным условиям каждого региона. При этом необходимо учитывать тенденции в изменении роли каждого вида налогов в формиро¬вании региональных бюджетов.
Стабильной доходной базой бюджета региона является налог на имущество, поскольку его поступления в меньшей степени за¬висят от результатов хозяйственной деятельности и определяют¬ся исходя из стоимости имущества юридических и физических лиц.
В доходной части регионального бюджета аккумулируются доходы от приватизации и управления имуществом объектов муниципальной собственности (жилья, предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания насе¬ления, предприятий сельскохозяйственного производства, обслу¬живающих его торгово-закупочных структур, материально-техни¬ческого снабжения и т.д.), в том числе за счет выпуска региональ¬ных фондовых бумаг.
Привязка доходов региона к платежам за пользование терри-ториальными ресурсами создает условия, при которых регион вхо¬дит в экономическую систему рыночных отношений в качестве экономически равноправного субъекта хозяйственной деятельно¬сти. Здесь осуществляются продажа и купля таких товаров, как подготовленные к эксплуатации промышленно-производственные площадки, коммуникации, услуги инфраструктуры и т.д.
В доходной части финансового баланса региона на перспек¬тиву необходимо отдельно учитывать валютные поступления, а также субвенции и субсидии вышестоящих бюджетов.


Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом