Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Ресурсы правового саморазвития власти

Категория «ресурсы» употребляется не только в широком смысле как средства, которые идут на производство товаров и ус¬луг (по Габлеру)2, но и как источники, возможности3, в том чис¬ле и правовые4.
Формирование демократического правового государства и гражданского общества предполагает саморазвитие правовых ре-гионально-управленческих ресурсов в соответствии с конституци¬онным статусом органов государственной и муниципальной властей в субъектах Российской Федерации — регионах. Для ха¬рактеристики новых, динамично развивающихся нормативно-пра¬вовых ресурсов, определяющих хозяйственные и управленческие отношения в региональном масштабе, прежде всего следует оп¬ределить ключевой термин «регион» и его соотношение с поня¬тием «субъект Федерации». Первый термин все чаще использует¬ся в законодательстве и литературных источниках. Конституция России 1993 г. особо выделяет федеральные фонды регионально¬го развития (ст. 71), а текущее законодательство обращается к тер¬мину «регион» путем регламентации разнообразных общественных отношений. Его используют новые Бюджетный и Налоговый ко¬дексы Российской Федерации (региональный бюджет, региональ¬ные налоги и сборы и т.п.).
Официальная характеристика данного термина имеется в Ос¬новных положениях региональной политики в Российской Феде¬рации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г.1 В них регион определяется как часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-эко¬номических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Федерации.
Как объект управления Российская Федерация представляет собой государство, объединяющее 89 различающихся по уровням развития и экономическому потенциалу территорий субъектов РФ — регионов. Часть из них претендует не только на политичес¬кий, но и на экономический суверенитет, наличие своего регио¬нального законодательства.

Так, области, края, республики Российской Федерации различа¬ются по площади в 388 раз, по численности населения — в 22 раза, по стоимости основных производственных фондов — в 39 раз, по объ¬ему промышленной и сельскохозяйственной продукции — соответ¬ственно в 132 и 39 раз2. По существу, они относятся к разным таксономическим уровням и эффективное управление ими из одного цент¬ра невозможно. Разрыв между максимальными и минимальными зна¬чениями показателей, характеризующих уровень социально-экономи¬ческого развития областей, краев, республик в составе России, состав¬ляет приблизительно в расчете на душу населения: по производству национального дохода — 7 раз, промышленной и сельскохозяйствен¬ной продукции — соответственно 9 и 16 раз, по производству това¬ров народного потребления — 17 раз1.

Различия в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, процесс их поляризации на «бедный» и «богатых» имеют далеко идущие последствия. В этих условиях роль регио¬нального права и кодифицированного законодательства о регио¬нах в разрешении противоречий между субъектами власти и уп¬равления должна возрастать. На деле же центробежные устремле¬ния отдельных субъектов РФ делают практически невыполнимым рациональное использование правовых ресурсов государства, что, в свою очередь, подрывает основы существования Федерации и обеспечения в ней управляемости.
Сохранение равноправия субъектов Федерации и создание лучших условий для использования ресурсов управления на раз¬личных уровнях предполагают саморазвитие регионально-управ¬ленческих отношений, основанное на опыте отечественного кон¬ституционализма и правотворчества и заключающееся в том, чтобы в полной мере учитывать подвижность, динамизм обще¬ственных отношений в субъектах РФ, общее и особенное в пони¬мании конституционной природы их функций, форм и методов регионального и муниципального управления. Правовой анализ власти и управления в субъектах РФ имеет большое значение для выяснения сущности регионального строительства в соответствии с положением Конституции Российской Федерации о том, что фе¬деративное устройство России основано на единстве системы го¬сударственной власти, разграничении предметов ведения и пол¬номочий между органами государственной власти Федерации, ее субъектов и местного самоуправления.
Саморазвитие власти в регионах — это особый вид обществен¬ных отношений, возникающих в процессе осуществления функ¬ций власти и управления в субъектах РФ; они имеют сложное строение и по-разному воздействуют на федеральные отношения, испытывая на себе их обратное влияние.
Анализ правовых ресурсов, проведенный в трех аспектах (суб-станциональном, функциональном и структурном), а также нара¬стающих тенденций формирования регионального права показы¬вает возможность выявления у всех субъектов РФ общих право¬вых ресурсов, не используемых в практике их саморазвития. Это позволяет обосновать предложения по кодификации соответству¬ющего законодательства, содержанию проектов федеральных за¬конов о региональном строительстве в Российской Федерации, развитию государственного и муниципального управления в ре¬гионах. Наряду с этим нужны проекты правовых актов о порядке учета законодательства субъектов РФ в процессе законотворчества, о реализации полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, т.е. всего, что может составить содер¬жание регионального права, включая описание статуса государ¬ственных, муниципальных органов и должностных лиц, с после-дующим принятием законопроектов о деятельности органов го-сударственного и муниципального управления субъектов РФ, содержании, формах и методах регионального контроля.
Ресурсная система законодательства субъектов РФ должна строиться в расчете и на активность гражданина в управлении, и на реальные ресурсы органов управления, и на оптимальные пределы взаимодействия органов государственной власти и мест¬ного самоуправления, определяемого в законодательстве о разгра¬ничении предметов их ведения и полномочий.
Появляется, таким образом, возможность эффективного регу-лирования региональных ресурсов саморазвития власти и управ¬ления с помощью законов субъектов РФ об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округа¬ми, об общих принципах взаимоотношений органов государствен¬ного управления в межрегиональной ассоциации экономическо¬го взаимодействия субъектов Российской Федерации; путем принятия программы обеспечения самоуправления и саморегули¬рования в субъектах Федерации, модели правового регулирования регионального строительства, а также действия механизма предот¬вращения и устранения коллизий в региональном законодатель¬стве, правил подготовки правовых актов органов исполнительной власти субъекта Федерации.
Исследуемые ресурсы для выполнения решений органов ре-гионального и муниципального управления должны отвечать оп-ределенным критериям: иметь региональную и муниципальную направленность на саморазвитие потенциала власти и управления,быть ориентированными на конкретный объект управления и до¬статочно полными.
Прежде всего, речь идет о правовом обеспечении формирования и функционирования рынка продукции, сырья и продовольствия высокого качества; финансирования, кредитования, страхования, льготного налогообложения; зашиты интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности регионов.
Регулированию ресурсных отношений в российских регионах посвящены федеральные законы «О государственном регулирова¬нии агропромышленного производства» (1997)1, «Об основах го-сударственного регулирования социально-экономического разви¬тия Севера Российской Федерации»(1996), «О национально-куль¬турной автономии» (1996), «Об особой экономической зоне в Калининградской области» (1996) и др.
Значительное количество регионально-правовых норм в сфе¬ре экономики содержится в федеральных подзаконных актах — указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Прави¬тельства РФ. Среди них следует отметить различные концепции, положения, федеральные целевые программы, ориентированные на решение сугубо региональных проблем.
Интенсивный процесс «регионализации» федерального зако-нодательства вызван необходимостью решения различных актуаль¬ных вопросов экономики в субъектах Федерации, оказания феде¬ральной поддержки депрессивным регионам. В связи с постоян¬ным увеличением правовых норм в федеральном законодательстве, связанных с использованием правовых ресурсов развития власти в регионах, высказываются различные суждения о формах их ко¬дификации. В частности, предлагается издание основ законода-тельства2 по всем вопросам совместного ведения Российской Фе¬дерации и ее субъектов, а проф. В.А. Прокошин выдвинул идею разработки Кодекса регионального строительства в Российской Федерации3.



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом