Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Создание инвестиционной привлекательности региона (2)

Оценка инвестиционной привлекательности региона — про¬цесс сложный, многокритериальный, требующий, как правило, экспертных разработок. Это дает основание утверждать, что уп¬рощенные, хотя и наглядные, методики, приводимые в литерату¬ре, с использованием одного — двух факторов не могут дать объек¬тивной картины, на которую рассчитывает исследователь. Как справедливо отмечают А. Фоломьев и В. Ревазов, при оценке ин¬вестиционного климата региона часто не учитывается ряд важных методологических положений, выработанных современной эконо¬мической наукой1.
По нашему мнению, при обосновании инвестиций как направ¬ления формирования конкурентоспособности региона необходи¬мо учитывать следующие имеющие методологическое значение аспекты.
1. Инвестиционный климат (привлекательность) региона в литературе рассматривается, как правило, с позиции некоего аб¬страктного, «стратегического» инвестора, стремящегося к ускорен¬ному максимальному получению прибыли (дохода) на вложенный капитал. При этом, на наш взгляд, не учитывается, что, как и инвестиции, капитал бывает разным — промышленным, торго¬вым, ссудным, акционерным и другим, а цели инвесторов зачас¬тую не совпадают.

Например, ссудный капитал, ориентированный на максимизацию прибыли в короткий промежуток времени, действует через финансо¬вые (портфельные) инвестиции. Промышленный же капитал не толь¬ко ориентирован на получение прибыли, но стремится к устойчивому влиянию на деятельность региона, что предопределяет желание ин¬вестора установить долгосрочные отношения с производственным сектором региона, участвовать в принятии экономических решений и в управлении производством. Ради этого инвестор готов мириться с некоторым снижением прибыльности инвестирования в краткосрочной перспективе. Этот капитал действует через инвестиции реальные, прямые, капиталообразующие. Мы уже подчеркивали, что инвести¬ции —это не просто денежное (или иное) вливание в реконструкцию, расширение или создание новых производственных мощностей, а раз¬витие реальной экономики. Интересом частного инвестора всегда бу¬дет уровень возврата на отчужденный капитал, который определяет¬ся будущей стоимостью приобретенного актива.

2. Инвестиции в общественном воспроизводстве, по нашему мнению, действуют не изолированно, а как интегральный ресурс¬ный фактор в системе других факторов — ресурсов (инновационных, предпринимательских, информационных, организационных, управленческих и др.), находящихся в согласованном во времени и пространстве взаимодействии. Таким образом, с одной сторо¬ны, инвестиционный климат региона должен быть стабильным в течение длительного времени, а с другой — достаточно гибким, учитывающим перемены в отношении факторов — ресурсов в вос¬производственном процессе. Одновременно он должен быть на¬целен на формирование системы факторов — ресурсов народного хозяйства региона.
3. В экономике вообще, а в переходной экономике в особен¬ности, существует объективная необходимость в инновационной «наполненности» привлекаемых в регион инвестиций. Сочетание инвестиций с инновационными факторами особенно актуально для привлечения инвестиций в сферу венчурного предпринима¬тельства. Это обусловливает предъявление особых требований к инновационному ресурсу региона. К сожалению, эта сторона ин¬вестиционного климата региона в экономической литературе по¬чти не разработана.
4. Инвестирование должно быть связано с социальной дина¬микой в регионе, т.е. обеспечением занятости, повышением жиз¬ненного уровня населения региона, ростом квалификации работ¬ников во всех сферах региональной экономической деятельности. Иными словами, инвестиции должны быть увязаны с развитием жизнедеятельности населения региона. В переходной экономике России эта проблема приобретает особо актуальный характер.
5. Инвестиционный климат не должен нарушать комплексные свойства экономической устойчивости региона. Это обусловливает необходимость оптимизации существующей структуры экономи¬ки региона и прежде всего его базовых производств, т.е. тех про¬изводств, определяющих специализацию региона в общереспуб¬ликанском разделении труда, за счет которых в основном обеспе¬чивается экспорт товаров и услуг за пределы региона (на внутренний и мировой рынки) и поступление дохода в бюджет региона.


Если базовые производства (для одних регионов это машиностро¬ение, для других — производство черных или цветных металлов, для третьих — производство сельскохозяйственной продукции и т.д.) не в состоянии эффективно выполнять свои функции, чему наряду с дру¬гими факторами способствует и недостаточность инвестиций, то в кризисном состоянии окажется и местное производство, обслужива¬ющее потребности местного рынка.

6. Интересы инвестируемых и инвесторов, как представляет¬ся, требуют комплексной оценки благоприятности инвестицион¬ного климата и эффективности использования привлекаемых ин¬вестиций.
Наиболее приемлем, на наш взгляд, рисковый подход к оцен¬ке инвестиционного климата региона как интегральная характе¬ристика перечисленных выше аспектов (табл. 3.4.1).
Необходимо отметить, что проблема изыскания возможности учета и количественной оценки влияния «российского» вектора региональных инвестиционных рисков на эффективность решений по инвестированию остается по-прежнему актуальной. Под инве¬стиционным риском мы подразумеваем вероятность потери или прироста инвестируемого капитала, увеличения или недополучения предполагаемого дохода от реализации инвестиционного проекта.
Авторы рисковой методологии исследования инвестиционно¬го климата региона предлагают два ее варианта.
Вариант первый разработан группой специалистов (под руко-водством И. Тихомировой) по заказу Союза инновационных пред¬приятий и федерального фонда поддержки малого предпринимательства1.
Основу концепции составляет оценка уровня инвестиционных рисков с позиции развития региональной общественной системы в целом. Естественно, что авторы данного варианта учитывали факторы, характеризующие материальную базу региона, но глав¬ный акцент они сделали на социально-политической обстановке в регионе, на человеческом потенциале. В связи с этим считаем необходимым отметить, что рассматриваемый вариант оценки ре¬гиональных инвестиционных рисков, конечно, представляет оп¬ределенную научную ценность, но, на наш взгляд, не может иметь большого практического значения. Признавая и нисколько не принижая роли социально-экономических факторов, мы полага¬ем, что основополагающим фактором в оценке региональных ин-вестиционных рисков является экономический.
Мы полностью разделяем мнение академика Н. Петракова и про¬фессора В. Перламутрова о том, что «экономика "равнодушна" к по¬литическим ярлыкам. Есть действия (конкретная хозяйственная поли¬тика) и есть социально-экономический результат»3.
Вариант второй предложен О. Мачульской, Г. Марченко и др., которые с учетом отечественного и зарубежного опыта разрабо¬тали методику составления комплексного рейтинга инвестицион¬ной привлекательности российских регионов и региональных ин¬вестиционных рисков1. Достоинство данной методики состоит в том, что оценка инвестиционной привлекательности региона и регионального инвестиционного риска осуществляется индивиду¬ально для каждого из 89 регионов России. Инвестиционный кли¬мат региона в целом представлен как комплексная система, со¬стоящая из двух подсистем — инвестиционного потенциала и ин¬вестиционного риска.
Методом агрегирования факторы объединены в несколько групп, каждая из которых характеризует тот или иной инвести¬ционный потенциал региона: ресурсный, производственный, по¬требительский, инфраструктурный, инновационный, трудовой, институциональный, финансовый. Применительно к региону выделяют следующие виды рисков: политический, зависящий от непредсказуемых последствий проводимой региональными лиде¬рами и их окружением политики, от политической поляризации населения региона, возникновения конфликтных ситуаций с ве¬дением военных действий; экономический, связанный с динами¬кой экономических процессов в регионе; социальный, характери¬зующий уровень социальной напряженности в регионе; крими-нальный, определяемый динамикой и структурой преступности в регионе, и прежде всего преступности в сфере экономики; эко¬логический, рассчитываемый по уровню экологической безопас¬ности региона; финансовый, отражающий напряженность (дефи¬цитность) регионального бюджета, совокупные финансовые ре¬зультаты деятельности хозяйствующих субъектов региона; законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории регио¬на (местные налоги, льготы, ограничения)2.
В России достаточно высокая мобильность инвестиционных процессов, т.е. невозможно в течение длительного времени вы¬явить стабильность инвестиций в одни и те же регионы, что объяс¬няется, видимо, крайней несбалансированностью регионов по риску. В каждом регионе, который становится лидером инвести¬ционных региональных процессов, выявляется множество соб¬ственных проблем.
Так, в Москве высок законодательный риск, в Белгородской об¬ласти до недавнего времени высоким был политический риск, в Са¬ратовской области высокими были экономический, финансовый, по¬литический риски и т.д. В 1999 г. в Саратовской области был доста¬точно высоким законодательный риск, но по мере приведения региональных законов в соответствие с федеральными законами этот риск уже в 2000 г. снизился1.

Инвестиционная привлекательность (инвестиционный климат) региона — явление динамичное. Наиболее приемлемым яв¬ляется подход к этому явлению на базе рисков регионов. В табл. 3.4.2 приведены результаты расчета изменения рейтинга инвестиционного риска в 1999 г. по сравнению с 1998 г. и 1996 г.

Основным направлением региональной экономической поли¬тики должно стать выявление и приоритетное инвестирование экономики регионов — «полюсов роста». Однако интересы реги¬ональных властей и внешних инвесторов часто не совпадают — уп¬рощенно можно сказать, что власти заинтересованы в привлече¬нии как можно большего объема внешних, прежде всего ино¬странных, инвестиций, а инвесторы — в том, насколько весомым может быть вложение средств (емкость или потенциал инвести¬рования) и насколько оно рискованно (риск инвестирования). Результаты многолетних исследований степени благоприятности инвестиционного климата, опубликованные в журнале «Эксперт» в 1996—2000 гг., позволяют выделить приоритетные регионы. В первую очередь приоритетными для иностранных инвесторов являются регионы с наибольшим инвестиционным потенциалом и наименьшим риском: Москва, Санкт-Петербург, Московская об¬ласть, Республика Коми, а также Свердловская область, имеющая несколько более высокий риск инвестирования. К ним в настоя¬щее время можно отнести также Белгородскую область и Респуб¬лику Татарстан, обладающие минимальным риском, хотя и не столь высоким потенциалом, как вышеперечисленные регионы. Потенциальными полюсами роста «второго порядка» являются достаточно крупные регионы с приемлемым уровнем инвестици¬онного риска: Нижегородская, Белгородская области, Республи-ка Татарстан, Волгоградская, Самарская, Саратовская области, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Башкорто¬стан, Пермская, Кемеровская, Новосибирская, Иркутская облас¬ти, Приморский край, Республика Саха (Якутия) и Ханты-Мансийский автономный округ. Поскольку на данном этапе одним из основных достояний России является нефть, основной приток ин¬вестиций (в том числе иностранных) в абсолютном денежном выражении на сегодняшний день наблюдается в нефтяной про¬мышленности. Поэтому первое место по объему инвестиций (вне зависимости от инвестиционных рисков и инвестиционного по-тенциала) занимают Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Хан¬ты-Мансийский автономные округа, остров Сахалин, Республи¬ка Коми. Таким образом, объем инвестиций (в денежном выра¬жении) в данные регионы может быть сопоставлен лишь с Москвой.

В данном случае основным фактором является не величина ка¬ких-либо рисков, а элементарное наличие природных ресурсов — не¬фти. Инвестиции в нефтяной промышленности на порядок превосхо¬дят объем инвестиций во всех остальных вместе взятых отраслях, поэтому именно «нефтяные» инвестиции определяют общий уровень вложенных в тот или иной регион инвестиций. В данном случае для нефтяных компаний — инвесторов не важны даже роль руководства республики и отношения ее с федеральным Центром, а также многие другие риски (криминальные, экологические и др.), потому что ради достижения своих целей меняется, и руководство республики и изме¬няются все остальные условия (риски).

Локальными «точками роста» являются небольшие низкорис¬ковые регионы: Новгородская и Калининградская области. Еще около десятка регионов могут претендовать на вхождение в «выс¬шее общество» при адекватных усилиях со стороны региональных властей, направленных на наращивание потенциала или сниже¬ние инвестиционного риска. Таким образом, при всей сложности социально-экономической ситуации в России около трети субъек¬тов Федерации обладают достаточным потенциалом и условиями для перехода к устойчивому экономическому росту при условии концентрации в них инвестиционных ресурсов.
Региональные инвестиционные риски корреспондируются со взаимоотношениями, которые устанавливаются между регионом и федеральным Центром. Поэтому наиболее явно просматривают¬ся такие причины региональных инвестиционных рисков: бюд¬жетные взаимодействия «регион — Федерация»; изменение феде¬рального (особенно налогового) законодательства, что может су¬щественно изменить инвестиционную привлекательность того или иного региона и усилить инвестиционные риски; динамика ин¬фляции в стране; изменение валютного законодательства и валют¬ного курса и пр. Кроме того, инвестиционные риски региона связаны с изменением рыночной ситуации как внутри региона, так и на межрегиональном уровне. Не меньшее значение в формиро¬вании региональных инвестиционных рисков имеет технический уровень производства региона в целом и отрасли, претендующей на приток инвестиций.
Инвестиционный риск должен непременно рассчитываться по регионам. Однако такие расчеты пока производятся весьма выбо¬рочно и не стали обычной практикой управления конкурентоспо¬собностью региона. На наш взгляд, возможным методом исчис¬ления инвестиционного риска региона является определение возможных изменений диапазона ключевых показателей хозяй¬ствования региона при осуществлении инвестиций. Из множе¬ства существующих методов расчета рисков инвестиций наиболее приемлемы для региона, по нашему мнению, метод достоверных эквивалентов и метод анализа чувствительности критериев эффек¬тивности инвестиций.
Метод основных эквивалентов представляет собой корректиров¬ку ожидаемого потока инвестиций (j1, j2) путем введения пони¬жающих коэффициентов (k1, k2) для каждого периода инвестиро¬вания. В результате ожидаемые инвестиции приводятся к величи¬не инвестиций, которые практически не вызывают рисковых опасений. Этот метод ориентирован на такие инвестиции, кото¬рые не предполагают наращивание величины риска. Данный ме¬тод достаточно прост в расчете. Однако необходимо исчислять коэффициенты достоверности по каждому виду инвестиций и по каждому периоду их осуществления, что достаточно трудно. Кроме того, этот метод может оценить риск только в целом, не позволяя определить риск инвестиций в регионе по ключевым позициям.
Метод анализа чувствительности критериев эффективности ин-вестиций позволяет выявить влияние отдельных параметров на эффективность инвестиций, возникновение риска инвестиций, показывает направления дальнейшего определения риска инвес¬тиций в регионе, что особенно важно при уяснении сильной чув¬ствительности показателя эффективности инвестиций к какому-то определенному показателю этих инвестиций. Суть рассматри¬ваемого метода определения риска инвестиций в регионе заключается в том, что в виде математического уравнения или не¬равенства задается взаимосвязь между исходными данными и ре-зультатом определенного вида инвестиций. Затем определяются наиболее вероятностные значения исходных показателей инвес¬тиций и возможные диапазоны их изменений. Наконец, проводится изменение значений исходных показателей инвестиций в регионе и исследуется их воздействие на результат инвестирова¬ния. Однако данный метод довольно жестко детерминирован, не позволяет получить вероятностные оценки возможных отклоне¬ний при исследовании результирующих показателей, предполагает абстрагирование от всех показателей эффективности инвестиций, кроме одного, который изменяется самим исследователем. Ина¬че говоря, и этот метод достаточно далек от реальной оценки рис¬ков инвестиций региона, хотя и обеспечивает многофакторное изучение этих рисков.
Нередко при оценке рисков инвестиций региона применяет¬ся метод сценариев, позволяющий достаточно наглядно определить результаты инвестиций при определенных условиях, складыва¬ющихся в данный период в региональном хозяйствовании. Этот метод позволяет обеспечить управление региона информацией о возможных отклонениях при осуществлении инвестиций, об из¬менениях критериев привлечения инвестиций в регион. Думает¬ся, что названные два метода в совокупности с методом сценари¬ев могут помочь установить уровень риска поступивших инвес¬тиций в регион.
При определении рисков инвестиций особо важно выявлять риски инвестора и риски региона. Применительно к конкуренто¬способности более значимы риски самого региона в связи с при¬влечением инвестиций. В регионе возможно управление рисками инвестиций, но это управление ограничено и определяется дос¬товерностью расчетов самих рисков. Управление каждым видом рисков инвестиций может происходить с использованием его соб¬ственных способов.
Так, политические риски инвестиций в регион очень трудно под¬даются управлению, экономически застраховать их практически невоз¬можно. Поэтому только финансово-кредитные институты региона, спе-циализирующиеся на страховании политических рисков, могут взять на себя такое управление. Технические риски инвестиций проще все¬го поддаются управлению, поскольку между хозяйствующим регионом и инвестором заключается соответствующее техническое соглашение и один из участников инвестиционного проекта полностью несет от¬ветственность за техническое осуществление инвестиций. Коммерчес¬кие риски инвестиций в регион берут на себя страхователи, обслужи¬вающие хозяйствование в данном регионе.
В настоящее время начинает внедряться кэптивное (подконт¬рольное) страхование: кэптивная страховая компания находится в полной собственности компании-учредителя и обеспечивает защиту ее интересов. В финансовом отношении такие компаник независимы — они получают от своих учредителей внутренние займы. Крупные российские корпорации уже имеют такие стра¬ховые компании, однако в регионах их пока нет. На наш взгляд, развитие кэптивного страхования — весьма действенный способ управления инвестиционными рисками региона, хотя создание подобных компаний в регионе требует определенной перестрой¬ки финансовых потоков региона. Выполняя перестраховочную деятельность, предлагаемые компании смогут обеспечить управ¬ление инвестиционными рисками региона. При этом особое зна¬чение будут иметь рейтинг региона, его устойчивость, потенци¬альные возможности. Развитие же филиалов таких компаний в регионе позволит создать привлекательный инвестиционный кли¬мат не только для отечественных, но и для иностранных инвес¬торов. Если иностранный капитал вовлекается в хозяйственную деятельность региона, то и страховые компании этой страны ока¬зываются заинтересованными в работе данного региона, могут страховать инвестиционные риски региона.

Достаточно эффективным будет привлечение к страхованию ре¬гиональных инвестиционных рисков Международного инвестиционно¬го гарантийного агентства (МИГА), членом которого является Россия. Но МИГА предоставляет страхование под политические риски макси¬мально на 15 лет при совместных инвестиционных проектах.

Для иностранных инвесторов положительными являются сле¬дующие позиции отечественного хозяйствования: большие мас¬штабы рынка в России, слабая освоенность этого рынка, неогра¬ниченные сырьевые возможности страны, возможность получить большую прибыль на инвестиции. Однако социально-политичес¬кая нестабильность страны и регионов, слабая степень страхова¬ния инвестиций, коррумпированность управления, неразвитость инфраструктуры снижают привлекательность регионов России для инвестиций.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Инвестиционную привлекательность региона мы понима¬ем как систему социально-экономических отношений, создающих предпосылки устойчивого перелива капитала в определенный ре¬гион. Причем эти социально-экономические отношения должны конкретизироваться как политические, организационные, право¬вые, чисто экономические, предопределяющие стремление отече¬ственного и иностранного капитала в хозяйственную сферу опре¬деленного региона. Инвестиционная привлекательность формируется на основе позитивного инвестиционного климата этого региона.
2. Оценка инвестиционного климата региона может быть су¬женной и расширенной. Суженная оценка является достаточно упрощенной, оценивающей динамику ВРП, развитие инвестици¬онного регионального рынка. Базовым показателем этой оценки является рентабельность производства как отношение прибыли, получаемой в регионе, к общей сумме используемых активов. Расширенная оценка инвестиционного климата региона представ¬ляет собой факторный анализ этого климата, при котором учиты¬ваются экономический потенциал региона, зрелость рыночной среды в регионе, степень доверия населения к региональной вла¬сти и т.д.
3. Инвестиционная привлекательность региона является ин¬тегральной характеристикой общего состояния региона, и в зави¬симости от этой привлекательности формируются многие тенден¬ции развития регионального хозяйства. Наибольшее значение имеет рисковая оценка инвестиционной привлекательности реги¬она, поскольку именно она интегрирует первый и второй подхо¬ды оценки инвестиционной привлекательности региона. Исполь¬зуются разнообразные методы расчета таких рисков: метод досто¬верных эквивалентов, анализ чувствительности критериев эффективности инвестиций, метод сценариев и др.
4. Рисками привлечения инвестиций в регион необходимо управлять. Одним из эффективных способов является кэптивное страхование, пока не применяемое в регионах.



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом