Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Создание инвестиционной привлекательности региона

Конкурентоспособность региона находится в прямой зависи¬мости от возможности привлечения отечественных и иностранных инвесторов для осуществления программ размещения и террито¬риальной организации производительных сил, от степени благо¬приятности инвестиционного климата. Под региональным инве¬стиционным климатом обычно понимают «систему социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро-, микро-и собственно региональных уровнях и создающих предпосылки для проявления устойчивых инвестиционных мотиваций1.
Анализ инвестиционной сферы российской экономики за годы реформ свидетельствует об отсутствии серьезного улучшения ин¬вестиционного климата в регионах, об отсутствии реальных предпосылок для обновления собственного производственного потен¬циала. Определенная стабилизация в промышленности была до¬стигнута главным образом за счет сырьевого сектора экономики. В настоящее время инвестиционная политика на региональном уровне управления находится в стадии становления. Необходимо определить конкретные региональные инвестиционные приори¬теты; проводить постоянный мониторинг финансового положения регионов для уточнения реальных возможностей регионального самофинансирования; обеспечить сочетание отраслевого и реги¬онального подходов при распределении средств федерального бюджета; проводить более полный учет региональных особенно¬стей при проведении рыночных реформ, оказывающих влияние на инвестиционный процесс; осуществлять мероприятия по созда¬нию равных для всех регионов условий формирования и исполь¬зования местных финансовых ресурсов на цели инвестирования.
Известно, что инвестиции понимаются как долгосрочное вло¬жение капитала в предприятия разных отраслей, предпринима¬тельские проекты, социально-экономические программы, инно¬вационные проекты, дающие экономическую отдачу, как прави¬ло, через значительный срок после вложения. Существуют различные виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственных финансовых источников; иностранные, вкладываемые зарубежными предпринимателями, банками, ком¬паниями; частные, образуемые из средств частных корпоративных предприятия и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства. Производственные инвестиции на¬правляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, интел¬лектуальные инвестиции — на создание интеллектуального, духов¬ного продукта. Прямые инвестиции — это средства, вкладываемые непосредственно в производство и сбыт определенного вида про¬дукции либо обеспечивающие обладание контрольным пакетом акций. Инвестиции финансовые (портфельные) — это инвестиции в акции, облигации и другие ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг; нефинансовые инвестиции имеют, как правило, форму вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в проект, предприятие, дело.
Инвестиционная политика представляет собой составную часть экономической политики, проводимой государством и предпри¬ятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления средств и повышения их техническо¬го уровня. В отечественной экономической науке методология исследования инвестиционного процесса как одного из способов развития конкурентоспособности региона относится к числу слож¬ных, ибо ее основу составляет многовариантная, многокритери¬альная оценка целого ряда факторов и тенденций, зачастую раз¬нонаправленных.
Для анализа условий, способствующих привлечению инвести¬ций, целесообразно применять категорию «инвестиционный кли¬мат» или «инвестиционная привлекательность» региона. Однако, исходя из этого, определения к социально-экономическим усло¬виям следует добавить политические, организационные и право¬вые предпосылки, также предопределяющие привлекательность и целесообразность инвестирования в тот или иной элемент регио¬нальной экономической структуры. Несмотря на кажущуюся яс¬ность определения понятийной сущности инвестиционного кли¬мата, инвестиционной привлекательности региона, в методиках их оценки мнения ученых существенно расходятся. В современной отечественной экономической науке выделяются три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционной привлекательно-сти региона.
Суженный подход базируется на оценке динамики валового регионального продукта (ВРП), объемов производства, развития инвестиционных и региональных рынков, в том числе фондово¬го. В качестве основного экономического показателя (индикато¬ра) оценки инвестиционной привлекательности региона предло¬жено применять уровень базовой рентабельности производства, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации товаров (услуг) в регионе к общей сумме используемых активов.

Так, базовая рентабельность Москвы — 21%, Дальнего Востока — 13%, Поволжья — 11% и т.д.1

Рассматриваемый подход является упрощенным. Но он может привлечь экономистов своей простотой и относительной доступ¬ностью получения стратегических показателей, тем более что, по существу, этот метод универсален и его можно использовать для исследования инвестиционного климата любого из 89 регионов России. Однако его справедливо, на наш взгляд, критикуют А. Фоломьев и В. Ревазов за игнорирование объективных связей фактора инвестиции с другими (например, ресурсными) факторами развития региона1. Вызывает сомнение, что А.В. Маршак и В.Д. Маршак, пользуясь рассматриваемой методологией, сделали правильные выводы относительно оценки инвестиционного кли¬мата целого ряда регионов.

Например, Свердловскую, Нижегородскую области и Красноярский край — высокоиндустриальные регионы, являющиеся ведущими до¬норами федерального бюджета, авторы отнесли к регионам с дос¬таточно низким уровнем инвестиционной привлекательности. Однако согласно более доказательным, на наш взгляд, расчетам с использо¬ванием факторной методологии, проведенным Г. Марченко и О. Ма-чульской2, указанные регионы находятся в первой десятке по инвес¬тиционной привлекательности. Незаслуженно высоким уровнем ин¬вестиционной привлекательности А.В. Маршак и В.Д. Маршак наделили Республику Калмыкию, в то время как эта республика явля¬ется одним из самых высокодотационных регионов.

Подвергая критике суженный подход к оценке инвестицион¬ного климата региона, уместно, на наш взгляд, отметить, что вряд ли справедливо увязывать ведущее место Москвы по инвестици¬онной привлекательности с рентабельностью производства этого региона.

Здесь А.В. Маршак и В.Д. Маршак противоречат собственным посылкам, когда пишут: «В Москве, особенно после 17 августа 1998 г., сосредоточена самая высокая в России концентрация капитала. До 90% всех финансовых ресурсов государства сосредоточены в Москве... » И далее: «В этом регионе уровень инвестиционной привлекательнос¬ти связан не с уровнем развития производственного сектора (он ни¬зок), а с положением региона как финансового центра...»3 Совершен¬но очевидно, что благополучный инвестиционный климат Москвы, на¬ходящийся вне всякой конкуренции, создан искусственно благодаря активной федеральной поддержке. К. Гусева справедливо отмечает, что «по размерам такой поддержки Центральный экономический рай¬он (Ярославская, Орловская, Рязанская, Тульская и другие области) и в его составе Москва устойчиво опережает все другие регионы Рос¬сии. На развитие этого района направляется примерно каждый тре¬тий инвестиционный рубль из федерального бюджета. В то же время из года в год сокращается финансирование из госбюджета региональ¬ных инвестиций в те субъекты, которые обладают достаточными собственными ресурсами для осуществления структурных экономических преобразований1.
«"Особый" инвестиционный климат Москвы имеет следствием, что важно подчеркнуть, очень высокий уровень доходов ее жителей, ко¬торый по статистическим данным превышает среднероссийский уро¬вень более чем в три раза». И это при том, что по объему промыш¬ленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на одного чело-века Москва находится далеко позади многих регионов Севера, Западной Сибири, Урала и Поволжья2.

Таким образом, налицо патерналистский (покровительствен¬ный) подход федеральных властей к рассмотрению экономичес¬ких и социальных проблем с учетом интересов отдельного регио¬на независимо от интересов других территорий государства. Сум¬мируя сказанное, необходимо отметить, что в целом суженный подход к оценке инвестиционного климата региона не позволяет получить объективную информацию о действительном состоянии развития региональных экономических систем. Кроме того, на наш взгляд, такой подход не лишен субъективизма, который в известной степени искажает фактическую картину инвестицион¬ного климата региона, способствует проявлению негативных тен¬денций регионального сепаратизма.
Факторный подход разработан учеными Института экономи¬ки Российской Академии наук и основывается на наборе следу¬ющих основных факторов — ресурсов, объективно влияющих на инвестиционный климат региона:
1) факторы и ресурсы, характеризующие экономический по¬тенциал региона. Под таким потенциалом нами понимается со¬вокупная способность экономики региона, его предприятий, хо¬зяйств осуществлять производственно-экономическую деятель¬ность, выпускать продукцию, товары, пользующиеся спросом на внутреннем и мировом рынках, удовлетворять запросы населения региона, общественные потребности. Экономический потенциал региона определяется, в частности:
а) природными ресурсами в виде свободных земельных угодий для осуществления производственного инвестирования, водных ресурсов, лесных массивов, полезных ископаемых и т.д. Важным позитивным фактором при этом будет максимальная приближен¬ность производственных объектов к природно-сырьевым ресурсам;
б) обеспеченностью региона трудовыми ресурсами. Здесь важ¬ны такие показатели, как число экономически активного трудо¬способного населения в регионе, обладающего соответствующим профессионально-образовательным уровнем, число лиц с высшим и средним образованием, занятых в народном хозяйстве региона;
в) обеспеченностью региона научно-техническим потенциа¬лом. Данный факторный ресурс характеризуют следующие пока¬затели: число научно-исследовательских учреждений в регионе, осуществляющих экономически значимые научные разработки; количество созданных образцов новых машин, технологического оборудования; число внедренных в производство инновационных проектов, их экономическая эффективность; объем финансирова¬ния научных разработок; доля средств в региональном бюджете, расходуемых на образование;
2) зрелость рыночной среды в регионе как фактор инвестици¬онной привлекательности, который агрегируется следующими по¬казателями:
а) развитость конкурентной среды предпринимательства, о чем свидетельствует, например, наличие (отсутствие) в регионе эффек¬тивной поддержки предпринимательства со стороны региональ¬ных органов государственной власти и местного самоуправления; доступность кредитных ресурсов для субъектов малого предпри¬нимательства; низкий (высокий) уровень арендной платы за про¬изводственные помещения; наличие в регионе программы мер по преодолению барьеров входа предпринимателей на товарные рын¬ки, программ развития малого и среднего бизнеса; условия пере¬мещения товаров и капитала;
б) воздействие приватизации на инвестиционную активность региона (использование выручки от продажи приватизированных объектов для целей инвестирования);
в) развитость в регионе всех форм инфраструктуры, в том чис¬ле материальной, к которой относятся дороги, мосты, порты, си¬стемы связи, жилищное и культурно-бытовое строительство; ин¬ституциональной, включающей совокупность учреждений госу¬дарственного аппарата управления, затраты на организацию и содержание денежно-кредитной и финансовой систем (рыночной инфраструктуры); персональной, охватывающей вложения в об¬разование, здравоохранение, культуру и другие виды обслужива¬ния населения;
г) емкость регионального рынка, которая характеризуется ре-гиональной возможностью объема продаж товаров (определенных видов) и определенного объема на рынке в течение заданного пе¬риода, зависящих от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнк¬туры рынка, доходов населения региона, его деловой активности;
д) степень инфляции и ее влияние на инвестиционную дея¬тельность;
е) степень вовлеченности населения региона в инвестицион¬ный процесс;
3) периодические факторы, т.е. доверие населения к регио¬нальной власти, взаимоотношения региона с федеральным Цент¬ром, состояние политической стабильности в регионе;
4) социальные и социокультурные факторы, т.е. уровень жиз¬ни населения региона; динамика и структура преступности в ре¬гионе; влияние миграции на инвестиционный процесс; условия работы для иностранных специалистов;
5) организационно-правовые факторы, т.е. отношение регио¬нальных властей к иностранным инвесторам: наличие и исполни¬мость в регионе правовых актов, защищающих права инвесторов и предусматривающих для них льготы (налоговые, таможенные и др.); соблюдение законодательства органами исполнительной власти региона; правовая культура предпринимателей; информа¬ционное обеспечение в регионе; достаточность информационных систем (систем хранения, обработки, обновления, передачи ин¬формации с использованием компьютерной и другой техники); доступность информации;
6) финансовые факторы, т.е. состояние доходной части бюд¬жета региона (дефицитный бюджет, конечно, мало способствует инвестиционной привлекательности региона); обеспеченность региона средствами внебюджетных фондов на душу населения; уровень банковского процента, удельный вес банковских долго¬срочных кредитов; доступность кредитов в конвертируемой валю¬те; доля убыточных предприятий в регионе.
К достоинствам факторного подхода оценки инвестиционно¬го климата (привлекательности) региона, на наш взгляд, относятся возможность широкого использования статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок; возможность обеспечения максимально эффективного использования всех ис¬точников инвестиций; связь инвестиционного климата региона с условиями деятельности инвестора.
Третий подход к оценке инвестиционного климата региона пред-ставляет собой учет рисков инвестирования капитала в регион.



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом