Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Концепция формирования конкурентоспособности

Трансформационные процессы в России обозначили ряд об¬щих проблем регионального развития. Среди них особое место занимают формирование конкурентоспособности регионов, обес¬печение условий этого процесса с учетом своеобразия региональ¬ных отношений и общих закономерностей национального разви¬тия. Опыт проведения рыночных реформ выявил границы такого формирования конкурентоспособности и своеобразие условий этого процесса. Во-первых, при формировании конкурентоспособ¬ности нередко гипертрофируется «региональное самомнение» по¬литических элит, что не позволяет уделять должного внимания действительно созданию конкурентоспособности, способствует псевдоразвитию таких потенциалов. Во-вторых, возникновение новых структур и институтов в регионе не соответствует целям на¬ционального и даже регионального развития. Конкурентоспособ¬ность региона формируется одновременно с воспроизведением различных пороков бюрократии, в том числе коррупции. Иначе говоря, происходит корректировка целей формирования конку¬рентоспособности региона на степень коррумпированности инсти¬тутов власти региона. Поэтому никаких гарантий рациональнос¬ти институционального оформления конкурентоспособности ре¬гиона нет, и не может быть в современных условиях. В связи с этим современное формирование конкурентоспособности региона в России и других странах с переходной экономикой весьма отли¬чается от подобных процессов в развитых странах. В-третьих, кон¬курентоспособность региона в отечественной экономике форми¬руется в ситуации сильно развитой криминализации всех социаль¬но-экономических процессов.
Названные факторы ограничивают возможность развития рас-сматриваемых процессов. Однако конкурентоспособность в реги¬онах все-таки формируется, поэтому важно знать условия такого формирования в переходный период.
В экономической литературе данная проблема рассматривается на основе классификации регионов страны по уровню их эконо¬мического развития. Авторы выделяют различные признаки такой классификации. Так, М.И. Муратова1 считает, что можно ранжи¬ровать конкурентоспособность регионов исходя не из одного ка¬кого-то показателя, а применяя совокупную оценку, используя многомерные группировки (табл. 3.3.1).
Регионы России в таблице разделены на шесть однородных групп (кластеров) — по состоянию экономики регионов на 1997 г.:
1-й кластер — благополучные регионы: Москва, Тюменская об¬ласть, Санкт-Петербург, Республика Якутия (Саха);
2-й кластер — регионы выше среднего уровня: Вологодская, Самарская, Кемеровская, Белгородская, Липецкая области, Рес¬публика Татарстан, Пермская, Томская области, Красноярский край, Иркутская, Мурманская области, Республика Коми, Ярос¬лавская область, Республика Башкортостан, Свердловская, Ом¬ская, Магаданская области;
3-й кластер — регионы среднего уровня: Нижегородская об¬ласть, Республика Карелия, Тульская, Курская области, Респуб¬лика Хакасия, Чукотский автономный округ, Ульяновская, Нов¬городская, Калужская области, Краснодарский край, Архангель¬ская, Ленинградская, Московская, Воронежская, Оренбургская, Челябинская, Орловская области, Ставропольский край, Новоси¬бирская область, Приморский край, Рязанская, Смоленская, Ки¬ровская, Ростовская, Сахалинская области;
4-й кластер — регионы ниже среднего уровня: Тверская об¬ласть, Чувашская Республика, Хабаровский край, Владимирская, Костромская, Тамбовская, Астраханская, Волгоградская, Кали¬нинградская, Саратовская области, Алтайский край, Амурская, Брянская области, Удмуртская Республика, Курганская, Псков¬ская области, республики Марий Эл, Адыгея, Алтай, Бурятия;
5-й кластер — неблагополучные регионы: Пензенская область, Кабардино-Балкарская Республика, Читинская область, Республика Мордовия, Ивановская область, Республика Северная Осе¬тия, Еврейская автономная область, Республика Тыва;
6-й кластер — крайне неблагополучные регионы: республики Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Дагестан, Ингушетия.
Однако не всегда можно по значению факторных признаков четко выделить эти шесть кластеров. Поэтому более достоверным будет, если всю совокупность регионов Российской Федерации условно разделить на четыре группы: 1) группа с относительно вы¬соким уровнем конкурентоспособности (регионы, входящие по классификации М.И. Муратовой в 1-й и 2-й кластеры); 2) группа со средним уровнем конкурентоспособности (регионы, отнесен¬ные к 3-му кластеру); 3) группа с конкурентоспособностью ниже среднего уровня (регионы, отнесенные к 4-му и 5-му кластерам); 4) группа с низким уровнем конкурентоспособности (регионы, от¬несенные к 6-му кластеру).
Другие экономисты (например, Ф.Н. Клоцвог и И.А. Кушникова1) считают, что конкурентоспособность региона можно оце¬нить по величине ресурсного потенциала. По их мнению, под ве¬личиной ресурсного потенциала региона понимается такая вели¬чина конечного продукта или национального дохода, которую можно получить при фактически имеющихся ресурсах региона при максимально достигнутом уровне (в среднем по России) эффек¬тивности использования соответствующих ресурсов. За 1996— 2000 гг. уровень использования ресурсного потенциала в среднем по России повысился на 2,6% по сравнению с 1991 — 1995 гг. (табл. 3.3.2). Однако использование ресурсного потенциала не мо¬жет быть основой для оценки конкурентоспособности региона, так как конкурентоспособность сама отражает процессы ее реализа¬ции, т.е. реальные экономические процессы.
Определенное представление о конкурентоспособности реги¬она дает динамика промышленного производства. При этом ана¬лиз территориальных особенностей динамики промышленного производства характеризуется:
• темпами роста (падения) объемов производства в сопоста¬вимых ценах за рассматриваемые периоды (для периода 1991 — 1995 гг. — глубиной спада производства, для 1996— 2000 гг. — некоторым приростом производства);
• характером изменений в объеме производства (т.е. направлением спада производства и степенью его устойчивости).
Для оценки глубины спада промышленного производства ис-пользовался индекс физического объема промышленной продук¬ции (ИФОПП), т.е. объем производства продукции в сопостави¬мых ценах, приведенный к сопоставимой ассортиментной струк¬туре производства. Чем выше значение ИФОПП того или иного периода по отношению к базовому, тем меньше спад производ¬ства, и наоборот.
Конкурентоспособность регионов в России в настоящее вре¬мя формируется под воздействием противоречивых условий, ока¬зывающих как позитивное, так и негативное влияние на это фор¬мирование. Поэтому условия формирования конкурентоспособ¬ности региона разделяются на две большие группы: 1) позитивно влияющие; 2) негативно влияющие (рис. 3.1).
К условиям, позитивно влияющим на формирование конкурен-тоспособности, относятся рост промышленного, сельскохозяй¬ственного и других видов производства; приток инвестиций в от¬расли реальной экономики региона; уровень развития и освоения технологического прогресса в регионе и степень соответствия это¬му прогрессу структуры отраслей и предприятий; организация региональной экономики и степень управляемости ею; внутрен¬ний спрос на собственную продукцию региона; внешний спрос на продукцию региона.
К условиям, негативно влияющим на формирование конкурен-тоспособности региона, относятся засилие недобросовестной кон¬куренции в регионе, что ведет к отрицательному восприятию ре¬гиона как такового в любых хозяйственных отношениях; издерж¬ки приватизации и либерализации цен, сказывающиеся на формировании конкурентоспособности региона (так как те отрас¬ли и предприятия, которые могли бы составить основу конкурен¬тоспособности данного региона, в условиях проведенной прива¬тизации и либерализации цен утратили такую способность); вы¬сокий уровень криминализации регионального хозяйствования, который резко снижает привлекательность региона, поскольку определяет негативное отношение к нему других регионов, ведет к невозможности формирования конкурентоспособности региона по отношению к другим, так как не позволяет проявляться усло-виям, влияющим позитивно на формирование конкурентоспособ¬ности региона.
На формирование конкурентоспособности региона мог бы оказывать влияние дешевый труд. Однако это условие значимо для экономики страны в целом. Регионы же России находятся все в одинаковом положении: труд в каждом из регионов недопустимо дешев. Лишь Москва составляет исключение. Но этот регион в данном случае и не рассматривается, поскольку уникальные ус¬ловия существования Москвы несопоставимы с другими региона¬ми. Определенное значение имеет развитие «человеческого капи¬тала» в регионе. Но и это не определяет современную конкурен¬тоспособность определенного региона. Важнее обратить внимание на степень развитости в регионе интеллектуальной собственнос¬ти. Но данная позиция является не условием формирования кон¬курентоспособности регионов, а относится к факторам реальной конкуренции между ними. Для конкурентоспособности же реги¬она большее значение имеет организационное условие.
Весьма неоднозначна роль обострения конкуренции между регионами, которое отмечают некоторые авторы1. На самом деле между регионами нет и не может быть обострения конкуренции так как сохраняется значительная часть дотационных регионов что подрывает конкуренцию. Реально же осуществляется неко¬торое обострение конкуренции властных элит. Поэтому следует стремиться выявить условия формирования конкурентоспособно¬сти регионов и лишь в дальнейшем аргументировать реализацию последней в конкурентной борьбе, осуществляющейся в стране.
Общим фоном формирования конкурентоспособности регио¬нов является состояние экономики в целом. За 1991 — 1998 гг. во всех отраслях народного хозяйства происходило снижение объемов производства и ВНП России в целом (табл. 3.3.3). Так, валовой национальный продукт (ВНП) за 1991 —1999 гг. по отношению к 1990 г. имел устойчивую тенденцию снижения и достиг миниму¬ма в 1998 г. — году дефолта, затем эта тенденция изменилась на противоположную. Объемы промышленной и сельскохозяйствен¬ной продукции имели за этот период аналогичную динамику. Однако по рассматриваемым показателям Россия даже в 2002 г. не достигла уровня 1990 г.
Для формирования конкурентоспособности большое значение имеет отраслевая структура валового регионального продукта (ВРП). Анализ структуры ВРП России за 1997—2002 гг. показы¬вает, что происходит ее медленное изменение (табл. 3.3.4). Про¬изводство товаров в общем объеме ВРП возросло с 44,1 % в 1997 г. до 47,6% в 2000 г. и до 48,5% в 2002 г., а доля производства услуг снизилась с 47,7% в 1997 г. до 45,0% в 2000 г. и до 43,0% в 2002 г., т.е. изменения происходят в пользу реального производства, что, конечно, несколько изменяет конкурентоспособность регионов.
Анализ данных таблицы показывает также, что несколько воз¬росла товарная продукция, сократился объем нерыночной состав¬ляющей валовой внутренней продукции. Но причины этого — не стойкие изменения в структуре экономики, а конъюнктурные ко¬лебания, связанные с сезонностью и другими временными фак¬торами. Значит, мы не можем считать увеличение товарной со¬ставляющей ВВП условием формирования конкурентоспособно¬сти регионов. Именно текущая промышленная динамика повлияла на процесс увеличения товарной составляющей ВВП, а не базо¬вые процессы, обеспечивающие нарастание конкурентоспособно-сти. Определенную роль в динамике добавленной стоимости сыг¬рал рост цен на энергоносители.
Важнейшим условием формирования конкурентоспособности региона является рост производительности, обусловленный припенением новых технологий, прогрессивной техники, повышением квалификации работников и т.д. Современный расчет произ¬водительности предусматривает, что она представляет собой сумму выхода продукции на единицу вводимых фондов производства, что общепризнано в мировой хозяйственной практике и экономи¬ческой теории. Анализ показывает, что эта позиция перестала учи¬тываться при формировании конкурентоспособности регионов. Достаточно сказать, что статистика вообще не отражает этого по¬казателя уже много лет. Экспертные оценки производительности основываются на далеко не достоверных данных. Поэтому нельзя, опираясь на статистические данные, показать, как производитель¬ность воздействует на формирование конкурентоспособности ре¬гиона. Однако отсутствие статистических данных не означает, что производительность в регионах не меняется. Поэтому следует ис¬пользовать экспертные оценки, косвенные характеристики дина¬мики производительности.
В зарубежных странах проводится государственная политика обеспечения повышения производительности, поскольку без та¬кой политики невозможно обеспечить конкурентоспособность страны и регионов в отдельности. В каждой европейской стране создана сеть региональных центров производительности, где ком¬пании, организации могут получить консультации по обеспечению роста производительности, обучению и пр. В 1999 г. Европейская ассоциация национальных центров производительности (ЕАНЦП) разработала меморандум «Производительность, нововведения, качество трудовой жизни и занятость», в котором усилено внима¬ние к социальному аспекту проблемы, поскольку производитель¬ность не может расти только на технической и технологической основе. В настоящее время многие управленцы сходятся во мне¬нии, что рост производительности чуть ли не тождествен сниже¬нию издержек на рабочую силу. На самом деле это дает только сиюминутные результаты. Длительный же результат (а только он может быть признан как рост конкурентоспособности) достига¬ется превалированием производства над потреблением, т.е. в ре¬гионе должно производиться больше, чем потребляться. Именно такой критериальный подход является основным при определении уровня конкурентоспособности региона. Иначе говоря, акцент при формировании конкурентоспособности региона должен в России переместиться со снижения издержек на рабочую силу на созда¬ние ценности этой рабочей силой. При отсутствии роста качества жизни населения региона, страны не может даже речи идти oб увеличении их конкурентоспособности. Поэтому именно качестве жизни, зависящее от производительности, является условием фор¬мирования конкурентоспособности региона.
 Еще одно условие формирования конкурентоспособности ре¬гиона — социальная напряженность в данном регионе. Хотя это является не экономическим, а социальным условием, оно прояв¬ляется в экономических процессах и результатах, непосредствен¬но воздействует на степень развития конкурентоспособности. Дело в том, что чрезмерное увлечение ростом производительности на фирмах, не имеющее адекватной отдачи в повышении качества трудовой жизни, ведет к увеличению интенсивности труда, уси¬лению сокращения работающих на этих фирмах, вытесняемых автоматизацией. Происходят социальные потрясения в виде заба¬стовок, что неизменно вызывает снижение производительности.
Свойство производительности — наличие определенных затрат на ее поддержание — означает постоянное внимание властных струк¬тур региона к ее поддержанию и к тому, чтобы производительность росла адекватно улучшению качества трудовой жизни. Поскольку производительность является характеристикой долговременных процессов в экономике, создание программ ее увеличения и со¬отношение производительности и прибыльности косвенно могут дать представление об этом условии формирования конкуренто¬способности региона.
К сожалению, например, в Республике Коми слабо используется названное условие формирования конкурентоспособности региона: отсутствуют не только программы роста производительности по рес-публике в целом, но даже программы такого увеличения по отдель¬ным отраслям; вообще не прослеживается связь производительности и качества трудовой жизни, так как все показатели этого качества в лучшем случае принудительно соотносятся с охраной труда, посколь¬ку служба последней в регионах восстановлена государством. Но в связи с тем, что множество работников не оформляются фирмами на работу официально, получают заработную плату «в конвертах», минуя официальное налогообложение, работодатели не несут никакой ответственности за охрану труда работников, не говоря уже о других формах проявления качества трудовой жизни.
Современная концепция формирования конкурентоспособно¬сти региона может существовать только как комплексное исполь¬зование всех возможностей и условий такого формирования. Как управленческая система формирование конкурентоспособности представляет собой систему, на входе которой находится вся со¬вокупность факторов существования региона как такового (производства, социальной сферы, всех ресурсов — затрат труда, при¬родных, организационных, инфраструктурных и др.). Среди со¬циально-организационных факторов формирования конкуренто¬способности региона необходимо особо выделить не просто созда¬ние условий нормальной жизнедеятельности людей в регионе, но и особые условия — расширение ответственности исполнителей на своих рабочих местах, адекватность качества рабочих мест и ка¬чества рабочей силы и т.д. Другими словами, формирование конкурентоспособности региона невозможно без соблюдения такого условия, как ориентация применения всех факторов этого процесса не на краткосрочную, а на долгосрочную перспективу, что нельзя сде¬лать без соответствующего управления.
При этом в понятие «конкурентоспособность региона» непре¬менно включаются не только обороты ресурсов, объемы прибы¬ли, но и реализация социальных нормативов, создание социальных преимуществ, преимуществ жизнеобеспечения в данном регионе.
Ранее уже были рассмотрены такие условия формирования конкурентоспособности региона, как нововведения, техника, тех¬нология. Нельзя отрицать, что нововведения обусловливаются конкуренцией, но сейчас важны такие условия, когда нововведе¬ния обеспечивают рост конкурентоспособности региона. При этом речь идет о взаимодействии нововведений в самых различных от¬раслях экономики региона. Только такое взаимодействие и син¬хронное осуществление нововведений, обеспечивающих общий рост производительности и технико-технологического обеспече¬ния регионального хозяйства, создают благоприятные условия повышения конкурентоспособности региона. Нововведения дол¬жны планироваться как единый процесс региона.
Пока такого нет ни в одном регионе страны. Это усугубляется гипертрофированной самостоятельностью фирм на основе частной собственности, которая в России до настоящего времени понималась как вседозволенность экономических действий собственника. После¬дний, весьма неохотно выполняет регулирующие мероприятия государ¬ства и властей региона.
На самом же деле только регулирование в виде планирования нововведений по фирмам и отраслям регионального хозяйства способно наращивать конкурентоспособность региона. В против¬ном случае происходит взаимное погашение позитивных эффек¬тов нововведений в различных отраслях экономики и на фирмах в силу несинхронного осуществления этих нововведений, в резуль¬тате чего теряется позитивный эффект их внедрения.
Нововведения обусловливаются творческим началом и соот¬носятся с «человеческим фактором» регионального хозяйствова¬ния. Ориентируясь на рынок, нововведения могут быть успешны¬ми только в том случае, когда они генерируются современными участниками экономических процессов, владеющими всеми со¬временными техническими, организационными, экономически¬ми знаниями в единстве.
Обращаясь вновь к Республике Коми, следует отметить, что в 2000—2001 гг. в этой республике проводилось обучение чиновников-управленцев на уровне региона и менеджеров фирм современным уп-равленческим знаниям. Конечно, пока такое обучение в массовом по¬рядке возможно только под давлением властных структур. Оно может дать положительный эффект, если эти знания будут востребованы, в противном случае произойдет пустая трата средств, не приносящая никакого положительного эффекта в наращивании конкурентоспособ¬ности Республики Коми. Но сам по себе факт организации властными структурами такого обучения несет в себе определенный позитивный момент управления формированием конкурентоспособности региона.
Однако несинхронное обучение современным управленческим знаниям, сосуществование этих знаний разного уровня не могут не сказаться отрицательно на общем уровне субъективного фак¬тора конкурентоспособности региона. Другими словами, нельзя ожидать большого эффекта от такого обучения. Это связано еще и с тем, что применение этих знаний на уровне региона противо¬речит слабому современному информационному обеспечению хо¬зяйствования в регионе и по отдельным отраслям этого хозяйство¬вания. Однако даже несистемное обучение может дать некоторый позитивный эффект в формировании конкурентоспособности ре¬гиона. Потенциал нововведений высок в тех регионах, где силь¬но развито информационное обеспечение хозяйствования.
При достаточно высоком интеллектуальном уровне жителей Рес-публики Коми организация информационного обеспечения ослабле¬на тем, что многие организации, имеющие возможность обеспечить информацией отрасли региона и регион в целом, противостоят друг другу в недозволенной конкуренции. При этом возможности органи¬заций различны. Побеждает в этой борьбе не тот, кто реально владе¬ет информационными технологиями, — победу одерживают коррум-пированные структуры. Поэтому использование такого условия фор-мирования конкурентоспособности, как нововведения в единстве с информационным обеспечением, должно находиться под организу¬ющим некоррумпированным началом региональных властных структур.
Для формирования конкурентоспособности региона важен временной фактор, т.е. скорость осуществления нововведений, скорость обеспечения роста производительности. Эта скорость вы¬ражается в том, как быстро появятся новые товары, соответству¬ющие новым потребностям, как быстро они поступят на рынок и как быстро впишутся в рыночные процессы. Поэтому региональ¬ное хозяйствование должно обеспечивать доступность нововведе¬ний всех видов хозяйствующим субъектам на равных условиях. Здесь весьма условно применение понятия «коммерческая тайна». Ее усиленное использование лишь снижает, а не наращивает кон¬курентоспособность региона.
Конкурентоспособность региона формируется на разных уров¬нях: на уровне потенциала и ресурсов, входящих в регион; на уров¬не хозяйствования региона; на уровне управления региональны¬ми процессами не только в экономике, но и в социальной сфере. Особое значение для формирования конкурентоспособности ре¬гиона в современных условиях имеет проектирование труда в ре¬гиональном хозяйствовании. Речь идет об организационных харак¬теристиках размещения трудовых процессов, их оснащения, обес¬печения охраны труда, взаимосвязи различных трудовых процессов с внешней средой и о включении этих процессов в рыночные отношения, во все виды инфраструктуры региона. Пока такое проектирование осуществляется только на уровне фирмы, но почти никак не проводится в регионе, поэтому не может по¬зитивно влиять на усиление его конкурентоспособности. Фирмы упростили свои организационные характеристики, произвели ре¬структуризацию, что не могло не сказаться отрицательно не только на проектировании внутри фирмы, но и на взаимодействии раз¬личных форм такого проектирования в регионе (при этом речь идет о развитии всей инфраструктуры проектирования труда). Ре¬гиональная конкурентоспособность может наращиваться только в том случае, когда усиливается связь между условиями труда и жизни, между квалификацией и использованием вещественных и интеллектуальных потенциалов региона. Конкурентоспособность региона не может нормально формироваться, если не будут обес¬печены эффективное обучение с отрывом от производства и эф¬фективная практика обученных. В настоящее время такое усло¬вие формирования конкурентоспособности региона в лучшем слу¬чае применяется в весьма урезанном виде, поскольку материальное обеспечение обучающихся настолько мало, что они не могут по¬зволить себе обучение с отрывом от производства. Это, конечно, значительно снижает эффект рассматриваемого условия форми¬рования конкурентоспособности региона в рассматриваемый период времени. Значит, временная характеристика формирования конкурентоспособности соотносится и с необходимостью как про¬ектирования труда во времени и в пространстве, так и создания возможности осуществления такого проектирования.
Ориентируясь на долговременную перспективу, конкуренто-способность региона означает кроме рассмотренных факторов еще и поддержание здоровья работников и всего населения данного региона. При этом роль медицинского страхования настолько мала, что его нельзя рассматривать как условие формирования конкурентоспособности региона. Поддержание здоровья населе¬ния и работников как фактора конкурентоспособности происхо¬дит вопреки реальным условиям медицинского обслуживания большинства населения.
На уровне управления хозяйствованием региона формирова¬ние конкурентоспособности осуществляется путем развития соци¬ального партнерства, создания условий защиты населения от со¬циальных катастроф и пр. Развитие сотрудничества в регионе не позволяет реализоваться национальной розни, противостоянию социальных категорий и т.д. Это условие формирования конку¬рентоспособности региона почти не реализуется. С большими уси¬лиями в ряде регионов сохраняется социальное согласие, но и оно не позволяет в должной степени формировать в регионе конку¬рентоспособность.
В осуществлении реальной конкурентной борьбы регионов значительную роль играют затраты. Ранее уже говорилось о за¬тратах, необходимых для обеспечения роста производительности труда. Но буквально все условия, создающие конкурентоспособ¬ность региона, требуют определенных затрат. Поэтому затраты на создание товара, услуг, их эксплуатацию, на сохранение и умно¬жение всех видов потенциалов регионального бытия являются не¬обходимым условием конкурентоспособности региона. Эти затра¬ты постоянно меняются, они нередко неадекватны результатам, которые обеспечиваются этими затратами. Но все-таки их нужно учитывать, формируя конкурентоспособность. Производитель¬ность и качество не могут быть отделены друг от друга по всем параметрам конкурентоспособности. И затраты как на произво¬дительность, так и на качество не только производства, но и рас¬пределения, обмена и потребления важны для созидательной ра¬боты всего региона по конкурентоспособности и реальной конку¬ренции. Иначе говоря, затраты являются условием не только формирования конкурентоспособности региона, но и осуществления реальной конкуренции между регионами, поскольку кон-курентоспособность может быть высокой, а конкурентная борьба регионов даст отрицательный результат, если не будут учтены все реальные способы конкурентной борьбы, ее условия и факторы. При этом внешне условия и способы формирования конкуренто¬способности и действия конкуренции могут быть сходными, но давать совершенно различные результаты в зависимости от того, на что направлены, — на наращивание конкурентного потенциа¬ла или на реализацию этого конкурентного потенциала в ходе ре¬альной конкурентной борьбы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Формирование конкурентоспособности региона имеет оп-ределенные границы. Верхняя граница конкурентоспособности совпадает с конкурентоспособностью страны, нижняя граница определяется тем, что в регионах нередко отмечаются гипертро¬фия регионального самомнения, что ведет к призрачности кон¬курентоспособности; несоответствие целей регионального разви¬тия и институтов такого развития, когда воспроизводится бюро¬кратия, коррупция; высокий уровень криминальной экономики.
2. Формирование конкурентоспособности региона требует предварительной оценки существующей конкурентоспособности как оценки потенциалов определенного региона. Некоторые под¬ходы к такой экспертной оценке может дать динамика объемов отраслей экономики.
3. Условия формирования конкурентоспособности региона классифицируются как позитивные и негативные. Позитивные условия — это рост производства всех отраслей региона, приток инвестиций в реальную экономику, освоение технологического процесса и адекватная этому структура отраслей экономики реги¬она, внутренний спрос на собственную продукцию региона, боль¬ший, чем на продукцию других регионов и импорт, рост внешне¬го спроса на продукцию региона. Негативные условия — это за-силие недобросовестной конкуренции в регионе, создающей отрицательный имидж региона, издержки приватизации и либе¬рализации цен, высокий уровень криминализации экономики региона, снижающий его привлекательность, большое количество дотационных регионов в России.
4. Важнейшим условием формирования конкурентоспособно¬сти региона является рост производительности как суммы выхо¬да продукции на единицу вводимых факторов. Производитель¬ность соотносится с долгосрочным результатом хозяйствования,поэтому важно ее проектирование, учитывающее не только про¬изводительность, но и нововведения, качество трудовой жизни и занятость.
5. Нововведения как условие формирования конкурентоспо¬собности региона не могут осуществляться без управляемости эко¬номикой региона, его социальными процессами, поскольку ново¬введения должны осуществляться синхронно в сферах и отраслях такого хозяйствования с учетом участия в таких нововведениях «человеческого фактора».
6. Для формирования конкурентоспособности региона важен временной фактор: скорость осуществления нововведений; син¬хронизации социально-экономических процессов; роста произво¬дительности труда в отраслях, обеспечивающих конкуренцию ре¬гиона с другими регионами; развития всех видов инфраструктуры.
7. Критерием конкурентоспособности региона должно быть преобладание объема производства региона над объемом потреб¬ления в нем, что обеспечивает устойчивость развития региона, преимущество в конкурентной борьбе, качество жизни в регио¬не. При этом рост производительности региона должен быть адек¬ватен росту качества жизни.


Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом