Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Специфика региональных комплексных программ развития и их структура

К настоящему времени в России накоплен значительный опыт разработки разноуровневых региональных программ. Несмотря на различия в ведомственной и территориальной принадлежности, их разработка должна проводиться на единой методологической ос¬нове, а различия в методических подходах к их составлению должны быть обусловлены учетом специфики особенностей развития соответствующих хозяйственных комплексов и территорий.
Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регио¬нов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных ме¬тодов воздействия на экономику, в частности программно-целе¬вого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы разви¬тия отдельных районов в увязке с единой региональной полити¬кой государства.
Разработка региональных программ — это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных так-сономических уровней.
Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регули¬рования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйствен¬ной деятельности, способом приоритетной концентрации ресур¬сов для решения неотложных, первоочередных проблем.
Различают следующие виды региональных программ: межго-сударственные, государственные (федеральные) и собственно ре-гиональные, формируемые и реализуемые по отраслевому призна¬ку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как пра¬вило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».
В этой программе практически по всем регионам разрабатыва¬ются соответствующие программы «Здравоохранение в регионе», в ко¬торых определяются потребности в финансовых ресурсах по источни¬кам финансирования, материальных ресурсах, кадрах и т.д.
Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным программам составляет общую потребность в них в целом по федеральной целевой программе. В комплексные программы социально-экономического развития регионов включаются все узкоспециализированные программы, среди которых значительный удельный вес занимают программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение, культу¬ра, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и т.д.). Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам.
Региональные программы классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность про¬граммной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им клас¬сов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объек¬ты программ, особенности управления ими и т.д. (рис. 2.3.1).
Каждая региональная программа характеризуется одновремен¬но несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности — областной; по функциональ¬ной ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесроч¬ной и т.д.
Вместе с тем изучение практики программирования на местах свидетельствует о недостатках в использовании этой формы хо-зяйствования: перенос способов общегосударственного програм-мирования на региональный уровень; бессистемность в разработке и принятии территориальных программ; попытки одновременной реализации чрезмерно большого количества не увязанных между собой мелких и частных программ; отсутствие объективной экс¬пертизы программ; завышенные потребности в финансовых и ма¬териально-технических ресурсах; отсутствие расчетов потребнос¬ти во всех видах обеспечивающих средств и эффективности их ис¬пользования; зачастую игнорирование учета ресурсного потенциала регионов и реальных возможностей государственной поддержки при формировании проектов; нереальные сроки завер¬шения программ и отдельных мероприятий; отсутствие организа¬ционно-управленческих и нормативно-законодательных основ ре¬гионального программирования; разработка региональных про¬грамм в условиях острого дефицита информации и невозможности учета всех объективных факторов на стадии проектирования; от¬сутствие статистики по выполнению программ.
Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, облас¬тей, городов федерального значения, обусловлены общегосудар¬ственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, терри¬ториальными органами власти и управления. Программные ме¬роприятия осуществляются в границах географически ограничен¬ного региона, единицы административно-территориального деле¬ния Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализа¬цией программ структуры исполнительной власти региона. Фи¬нансирование программ осуществляется в основном за счет суб¬сидий государства — в том случае, когда проблема имеет федераль¬ное значение и не может быть решена только за счет средств региона; используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.).
Региональные программы отличаются относительно неболь¬шими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направлен¬ностью, точной адресностью, конкретным ограничением времен¬ных интервалов и увязываются с общегосударственной концепци¬ей регионального развития и региональной политикой России. Программы одного региона согласовываются с системой аналогич¬ных и связанных программ приграничных территорий. Механизм реализации программ вписывается в комплекс хозяйственно-ры¬ночных отношений региона и систему общероссийского рынка.
Основные задачи региональных программ:
• выравнивание межрайонных различий по показателям эко-номического, социального и научно-технического развития;
• формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
• сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйство¬вание в условиях рынка;
• максимально полное и эффективное использование природ¬ных, материальных и трудовых ресурсов региона;
• развитие производств и сфер в соответствии с государствен¬ной селективной структурной политикой;
• охрана окружающей среды;
• преодоление последствий стихийных бедствий и техноген¬ных аварий;
• формирование инфраструктуры информационного обеспе¬чения органов управления и хозяйствующих субъектов;
• духовное возрождение регионов, сохранение их историческо¬го наследия, укрепление культурного потенциала, стабили¬зация общественно-политической и правовой обстановки.
Состав и структура комплексной программы социально-эконо-мического развития региона представляют собой перечень и вза-иморасположение разделов, отражающих содержательную и функ-циональную характеристики принятого к реализации программ¬ного проекта.
Рассмотрим пример такой программы.
Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономи¬ческой ситуации региона. Рассматриваются социально-экономи¬ческая ситуация и ее последствия для региона и выделяются при¬оритетные проблемы, подлежащие решению на программной ос¬нове.
Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружа¬ющей среды. Описываются имеющиеся в регионе природные ре¬сурсы (земельные, водные, лесные, топливно-энергетические, ми¬неральные, сырьевые и т.д.), их количество, возможности исполь¬зования для внутрирегиональных целей и вывоза за пределы региона, экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок тру¬да в регионе. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 4. Концепция социально-экономического развития ре¬гиона. Выполненные в предыдущих разделах анализ социально-экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рын¬ка труда дают представление о современных масштабах и струк¬туре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяй-ственных задач выработать и сформулировать концепцию (про¬гнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу.
Главным содержанием концепции должны быть принципиаль¬ное (вариантное) определение направлений наиболее рациональ¬ного использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйствен¬ного комплекса.
Раздел 5. Основные целевые подпрограммы (на примере Ка-лининградской области). Выделяются основные для региона це¬левые подпрограммы, которые могут формироваться по отрасле¬вому, функциональному и проблемному признакам.
Основные подпрограммы для Калининградской области:
5.1. Транспортный комплекс.
5.2. Рыбопромышленный комплекс.
5.3. Лесопромышленный комплекс.
5.4. Агропромышленный комплекс.
5.5. Машиностроительный комплекс.
5.6. Курортно-рекреационный комплекс.
5.7. Топливно-энергетический комплекс.
5.8. Социальный комплекс.
5.9. Строительный комплекс.
5.10. Основные направления решения экономических проблем. В каждой из этих подпрограмм определяются цели и задачи,
конечные результаты, которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных в пространстве и во времени этапов ее выполнения. Каждое программное мероприятие оцени¬вается соответствующими количественными и качественными показателями.
Раздел 6. Механизм осуществления программы. Излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических ры¬чагов, обеспечивающих решение проблемы. Механизм определя¬ется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.
Раздел 7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расче¬ты предстоящих затрат (финансовых — по источникам поступле¬ния; материальных — по видам продукции; природных условий и ресурсов — по климатическим условиям, земельным, водным, ра¬стительным, топливно-энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых ресурсов — по профессионально-квалифика¬ционным группам; информационных — по видам; временных — по срокам). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников.
Раздел 8. Координация программных мероприятий. Обеспечи¬вается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы. Даются обоснования по организации сотрудничества региона, выполняющего программы, с сопредель¬ными территориями России, зарубежными государствами.
Раздел 9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.
Раздел 10. Организация, формы и методы управления програм¬мой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.
Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируются в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначаль¬ная разбивка осуществляется по годам, последующая — по более продолжительным срокам.
Каждое программное задание и программа в целом оценива¬ются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:
• показатели целевой программы;
• показатели эффективности конечных результатов, где оце¬ниваются экономические, социальные, научно-технические, экологические и другие эффекты, в полной мере отража¬ющие полезность (ожидаемую, полученную) осуществления программы, эффективность обслуживания ею соответству¬ющих пользователей. Различают показатели прямого эффек¬та (результат от реализации программы); перераспределен¬ного эффекта (воздействие программы на сопряженные сфе¬ры деятельности); полного эффекта (сумма прямого и перераспределенного эффекта). Показатели эффекта про¬граммы могут быть как абсолютными, так и сравнительны¬ми (исчисляются как прирост по сравнению с началом осу¬ществления программы). Для характеристики конечных ре¬зультатов могут быть использованы также показатели, отражающие отношение эффекта к затратам;
• специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особеннос¬тей каждой программы;
• показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);
• параметры и оценки клиентских групп, характеризующие пользователей программы;
• показатели ресурсных (финансовых, материально-техничес¬ких, природных, трудовых, информационных, временных) затрат, необходимых для выполнения заданий программы. Оцениваются прямые затраты (связанные с компенсацией негативных последствий программы) и общие затраты (сум¬ма прямых и сопряженных затрат за вычетом доходов, по¬лученных по программе).
Помимо названных показателей разрабатываются формулиров¬ки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпро¬грамм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.
Процесс отбора территориальных проблем, подлежащих реше¬нию на программной основе, включает в себя три основных этапа:
1) отбор региональных проблем, требующих решения;
2) обоснование возможности решения проблем программным методом;
3) независимая экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом.
Отбор проблем подразумевает следующие процедуры:
• комплексное изучение принятой концепции и прогнозов функционирования экономики региона;
• анализ складывающейся социально-экономической ситуа¬ции (экономический потенциал, внутренние и внешние тен¬денции развития, динамика товарного рынка, движение основных фондов производства, конъюнктура межрегио¬нальных связей и внешней торговли, уровень удовлетворе¬ния производственных, научных, социальных потребностей и др.);
• определение узких мест в хозяйстве региона, порождающих проблемные ситуации (фиксация неудовлетворенности ка¬кой-либо потребности, разрыв между желаемым и достиг¬нутым уровнями развития и др.);
• выделение и описание проблем, требующих неотложного решения;
• структурный, качественный анализ выделенных проблем (выявление соподчиненности и взаимосвязей выделенных проблем);
• рассмотрение проблем, подлежащих решению в увязке с совокупностью уже решаемых региональных проблем.
Обоснование возможности решения проблем программным мето¬дом включает:
• разработку рекомендаций об объективной возможности ре¬шения проблем программно-целевым методом (выявление наличия у проблем программных признаков — конечности во времени реализации, локализуемое™ проблемного объек¬та, неразрешимости проблемы в заданные сроки на основе других методов и форм управления и др.);
• анализ преимуществ и недостатков использования про¬граммного метода для устранения выявленных проблемных ситуаций применительно к условиям региона;
• обобщение и систематизацию накопленного в регионе опыта применения программного метода;
• оценку возможности использования программного подхода в регионе в условиях рыночных отношений.
Экспертная оценка целесообразности решения проблем программ¬ным методом содержит следующие процедуры:
• предварительная ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материаль¬ных, земельных, трудовых, информационных и временных ресурсах);
• определение ресурсных возможностей региона и сопостав¬ление их с потребностями для решения проблем;
• расчет полезной результативности решения каждой из про¬блем, конкретизация конечных результатов;
• определение экономической эффективности реализации проблем программным методом;
• ранжирование проблем для программирования по значимо¬сти и приоритетности, формирование каталога проблем;
• принятие решения о разработке конкретных программ. Технология разработки региональных целевых комплексных
программ проходит следующие основные этапы:
1) формирование перечня одновременно реализуемых программ и принятие решения об их разработке. Перечень составляется на ос¬нове отобранного и согласованного с экспертизой списка терри¬ториальных проблем, подлежащих решению на программной ос¬нове. Формируется банк целевых программ территории. Рекомен¬дуется не принимать к единовременной реализации избыточное количество программ, превышающее ресурсные возможности, реализуемые текущими мерами. Предлагается на этапе формирования перечня программ затратить больше усилий и средств для обоснования целесообразности их разработки, установления оп¬тимальных параметров, увязки с другими потребностями регио¬на, а также с образом жизни и обычаями людей. Непроработанные решения, как показывает опыт, влекут за собой неоправдан¬ные, невозместимые потери;
2) определение органа программно-целевого управления, ответ-ственного за формирование и реализацию программы. Определя¬ются функциональный «Заказчик» и «Исполнитель» программы. Взаимоотношения между «Заказчиком» и «Исполнителем» регла-ментируются на основе заключаемых контрактов на разработку конкретной программы;
3) определение головного разработчика проекта программы и соисполнителей. Выбор головного разработчика (как правило, на¬учно-исследовательская проектная организация, специально со¬зданная комиссия, рабочая группа) целесообразно проводить на конкурсной основе по согласованию с «Заказчиком» и ответствен¬ным «Исполнителем». Головным разработчиком могут быть как местная организация (всех форм собственности), так и специали¬зированные организации других регионов или творческие коллек¬тивы, составленные из представителей разных ведомств и име¬ющие соответствующий опыт решения поставленных в програм¬ме проблем. К участию в конкурсе допускаются организации государственного (ведомственного) подчинения. Головной разра¬ботчик осуществляет организационное и научно-методическое ру¬ководство деятельностью всех соисполнителей, ответственных за подготовку отдельных программ; формирует проект территориаль¬ной программы в сводном виде и представляет его заказчику. Со¬исполнители подбираются с учетом их статуса и полномочий, на¬личия квалифицированных кадров и опыта аналогичных работ. Взаимоотношения головного разработчика и соисполнителей так¬же регламентируются контрактами с «Исполнителем» программы;
4)разработка технического задания на проектирование програм¬мы. На основе утвержденного перечня программ организация-за¬казчик подготавливает и выдает головному разработчику исход¬ное задание на формирование региональной программы, которое должно содержать:
• развернутую формулировку главной цели, основных подце¬лей и задач программы с количественно определенными ко¬нечными показателями;
• примерный состав программы в рамках региона;
• ориентировочный состав предприятий (организаций), уча¬ствующих в реализации программы;
• ориентировочную потребность в материально-технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах и прочих видах ресурсов;
• объем предполагаемых затрат на разработку программы с указанием источников и порядка финансирования;
• указания по организации разработки, согласованию и рас¬смотрению программы и др.
Головной разработчик, руководствуясь исходным заданием, подготавливает и согласовывает с «Заказчиком»:
• общую схему программы и организационный план ее состав¬ления;
• координационный план, в котором для всех соисполните¬лей определяют содержание, порядок и сроки завершения работ по проектированию, объемы и источники их финан¬сирования;
• необходимые методические материалы, формы и показате¬ли для соисполнителей;
5) проектирование программы. Проектирование осуществляет¬ся на стадии планово-бюджетных расчетов и начинается с деталь¬ного анализа исходного состояния проблемы и прогноза эконо¬мических и других последствий. На основе предпрограммных проработок (схемы развития и размещения производительных сил районов, схемы формирования территориально-производственных комплексов, научно-исследовательские и проектно-изыскательские разработки и др.) изучаются состояние проблем, формы и способы ее решения, производится отбор исходной информации, необходимой для проведения последующих оценок и расчетов.
Основа анализа — изучение ретроспективы состояния пробле¬мы. Привлекаются динамические ряды показателей, характеризу¬ющих, например, уровни удовлетворения потребностей в про¬граммном продукте (продуктах) за предшествующие годы; затра¬ченные ресурсы на покрытие этих потребностей; отставание от нормативного уровня; состояние производительных сил; выявле¬ние устойчивых тенденций в изменении этих показателей и ха¬рактеристик. Строится аналитическая картина состояния пробле¬мы. Анализ призван сравнить состояние аналогичных проблем в других регионах. Устанавливаются возможности заимствования опыта, целесообразного привлечения специалистов, программно проектных материалов, связанных с осуществлением аналогичны программ. При необходимости проводятся экологический анализ и оценка последствий выполнения программы.
Учитываются последние и краткосрочные прогнозируемые достижения НТП. В краткосрочных программах отражаются фак¬торы нестабильности экономики (кризис, инфляция).
Уточняются и детализируются конечные цели программы. Для обеспечения достижения конечных целей формируется комплекс подцелей. Обеспечивается сопоставимость целей и подцелей по масштабу и значению. Уточнение целей осуществляется экспертно. Цели и подцели программы строятся и развертываются в со¬ответствии с сутью программной проблемы. Рекомендуется про¬рабатывать иерархическую структуру целей и задач программы с тем, чтобы построить «дерево целей». Иначе говоря, композиция целей программы включает главную цель, указание на подцели первого и второго уровней и целевые задачи, обеспечивающие достижение подцелей. При этом совокупность целей и задач стро¬ится сверху вниз по правилам дезагрегации и снизу вверх по пра¬вилам агрегации.
Построение целей и целевых задач проводится с применением, как расчетных процедур, так и неформализованных, чисто экс¬пертных оценок.
Предлагаются способы достижения целевых показателей с уче¬том ресурсных (материально-технических, земельных, трудовых, финансовых) требований. Приводятся расчеты потребностей во всех видах ресурсов, устанавливаются способы их покрытия. Осу¬ществляются вариантные расчеты, различающиеся путями, сред¬ствами, сроками и другими параметрами достижения поставлен¬ной цели. Проводятся расчеты по обоснованию наиболее эффек¬тивных путей и средств достижения поставленных целей исходя из минимизации затрат. Оцениваются экологические последствия программных решений. В конечном итоге рекомендуется вариант, отобранный по большинству критериев.
Если явные предпочтения вариантов отсутствуют, то резуль¬таты альтернативного прогнозирования учитываются для более детального последующего рассмотрения проекта. При этом обес¬печивается максимальное участие всех сторон, заинтересованных в решении проблемы или способных провести независимую экс¬пертизу проекта.
Оцениваются конечные экономические и социальные резуль¬таты, эффективность программы в целом. Обосновываются предпожения по составу исполнителей и их полномочий, программ¬ным заданиям и срокам исполнения. Учитываются требования действующего законодательства, регламентирующего новые эко¬номические отношения.
Устанавливаются способы координации работ с российскими учреждениями и организациями на базе специальных двусторон¬них и многосторонних соглашений. Составляются планы реали¬зации проекта, сетевые графики работ.
Разделы проекта программы следует разрабатывать последова¬тельно-параллельным способом: разработка каждого последующе¬го раздела начинается до завершения разработки предыдущего, при этом в содержание предшествующего раздела вносятся кор¬рективы, обусловленные необходимостью его согласования с по¬следующими разделами. Не исключены и итеративные циклы, если ресурсные потребности намного превышают средства, выде¬ляемые или привлекаемые для выполнения программы, и надо кардинально менять целевую установку, возвращаясь к исходной точке разработки программы. Соблюдается цепочка «цели — пути и способы достижения целей — целереализующие мероприятия — потребные ресурсы, средства и источники их получения».
Расчетно обоснованная программа вместе с мероприятиями по организационно-плановому сопровождению, которое включает механизм управления программой на различных этапах ее реали¬зации, системой мер и ответственности разработчиков по отдель¬ным этапам и др. представляется заказчику в виде детальных, на¬учно-обоснованных, взаимоувязанных и сбалансированных техни¬ко-экономических расчетов.
Региональная программа сопровождается пакетом расчетных форм, дающих полное представление о характере документа, це¬лях и задачах, расчетных параметрах программы, ее ресурсных и финансовых потребностях. К программе прилагается паспорт ин¬вестиционных проектов, рекомендуемых к реализации, который является кратким изложением основных расчетных данных биз¬нес-плана.
Набор инвестиционных проектов (банк данных), выявленных в процессе разработки программ и отранжированные по степени значимости с позиций интересов государства и конкретного ре¬гиона, а также по возможным срокам их сооружения, является результирующим показателем разработки программы. Проекты, имеющие федеральное и межрайонное значение и ориентирован¬ные на государственную финансовую поддержку, проходят дополнительную апробацию (экспертизу) в Минтопэнерго и Минэко¬номики России. Проекты местного значения (ТЭЦ, котельные, распределительные сети), финансирование которых намечается за счет средств региона, кредитов, иностранного и частного капита¬ла, утверждаются, как правило, местными органами власти.
Оформление каждой программы является стандартным: на титульном листе указываются соответствующая краевая, област¬ная, городская администрация; дата выпуска; на листе согласова¬ния — утверждающая инстанция и организация, согласование с которыми необходимо.
Основными формами прямого участия государства в регули¬ровании регионального развития станут осуществление государ¬ственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для обще¬государственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.
Число федеральных региональных программ должно быть не¬велико; они разрабатываются и финансируются только для реги¬онов с особо сложными (критическими) социально-экономичес¬кими и экологическими проблемами, например для зоны Севера.
Принципиальное значение имеет увязка процессов разработ¬ки и принятия программ с формированием и проведением бюд¬жетной политики. Необходима инвентаризация всех уже начатых на территории России программ с пересмотром приоритетов, сро¬ков, источников их ресурсного обеспечения. Наиболее крупномас¬штабные комплексные программы должны проходить рассмотре¬ние и утверждаться в высших законодательных органах. В усло¬виях рыночных отношений управление государственными региональными программами не должно ограничиваться суще¬ствующими органами исполнительной власти — могут утверждать¬ся на договорных началах специальные государственные, частные, смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.


Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом