Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Купить инструмент зуботехнический зуботехнический пескоструйный аппарат купить.

Региональная экономика и региональная политика

Основные направления региональной политики государства. Ре-гиональная политика — важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных зако¬нодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами влас¬ти и направленных на регулирование размещения производитель¬ных сил.
Региональная политика государства — это сфера деятельнос¬ти по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и райо¬нами, а также районов между собой. Региональная политика пред¬ставляет собой составную часть национальной стратегии социаль¬но-экономического развития и предусматривает следующие основные направления:
1) определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);
2) определение соотношения общегосударственного и регио¬нального аспектов развития, центрального и регионального уров¬ней управления экономикой;
3) подъем экономики отсталых районов и освоение новых рай¬онов и ресурсов;
4) решение национально-экономических вопросов (в услови¬ях многонационального государства);
5) решение проблем урбанизации.
К направлениям региональной политики следует отнести так¬же региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государ¬ства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной по¬литики государства, которое во всех развитых странах (проводящих активную региональную политику) практически одинаково:
• освоение слаборазвитых территорий, реконструкция эконо¬мики депрессивных1 промышленных районов;
• децентрализация агломераций и районов концентрации про-мышленного производства;
• образование новых промышленных узлов за пределами го¬родских поселений, не связанных с существующими цент¬рами промышленности.
Без осуществления такой политики диспропорции как в реги¬онах, так и в масштабе всей страны будут возрастать.
Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.
В развивающихся странах направления региональной полити¬ки следующие:
• интеграция всех районов страны в единый национальный рынок;
• смягчение региональных диспропорций и подъем экономи¬ки особо отсталых аграрных районов;
• смягчение противоречий между городом и деревней, регу¬лирование процесса урбанизации;
• возможно более полное освоение природных и людских) ресурсов;
• рациональное размещение новых промышленных проектов.
Значение и содержание региональной политики. Для России ре-гиональная политика имеет исключительно важное значение: вследствие огромных различий природно-географических, соци¬ально-демографических, экономических и других условий унифи¬цированный подход к регионам здесь невозможен. В период пе¬рехода к рыночным отношениям роль региональной политики еще более возрастает. Это обусловлено:
• необходимостью учета специфики регионов при проведении экономической реформы, переноса ряда направлений ре¬формы на региональный уровень, учета различных старто¬вых условий регионов;
• усилением центробежных, сепаратистских настроений в ре¬гионах, дезинтеграцией экономического пространства;
• незавершенностью и противоречивостью преобразования национально-государственного устройства России и разгра¬ничения компетенций федеральных и региональных орга¬нов управления;
• политической нестабильностью и межэтнической напряжен¬ностью в ряде регионов;
• геополитическими и социально-экономическими послед¬ствиями распада СССР;
• экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах. В особо тяжелом положении сейчас находятся регионы:
• с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ;
• наиболее зависимые от поставок продовольствия, сырья, продукции производственно-технического назначения, т.е. имеющие ограниченные возможности самообеспечения и саморегулирования;
• с высокой долей отраслей производства, контролируемых государством (по ценам и другим условиям реализации про¬дукции);
• с критической экологической обстановкой, требующей за¬крытия многих производств и принятия особых мер по со¬циальной защите.
Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях — угроза существованию самого государства, ведущая к его распаду. Региональная политика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает не¬обходимость изменения содержания региональной политики.
В период плановой экономики региональную политику крат¬ко можно охарактеризовать следующим образом:
• соотношение центрального и регионального уровней управ¬ления. В вопросах управления экономическим и соци¬альным развитием приоритет отдавался централизованному управлению, роль регионов была незначительной;
• решение вопросов подъема экономики отсталых районов и национально-этнических вопросов. Реализовался принцип выравнивания уровня экономического развития и уровня жизни населения национальных республик часто в ущерб регионам Центра России;
• освоение новых районов и ресурсов, стимулирование засе¬ление Севера и Востока страны, строительство здесь новых городов, формирование территориально-производственных комплексов. Это имело важное значение для экономическо¬го развития страны. Вместе с тем при освоении новых рай¬онов недостаточное внимание уделялось комплексному раз¬витию территории, созданию инфраструктуры, решению социальных и экономических проблем. Не были учтены экстремальные природные условия, которые делают исклю¬чительно дорогим обеспечение условий для проживания большого количества населения в этих районах. Не были развиты другие отрасли, помимо добывающих. Все это по¬родило ряд острых проблем в этих регионах;
• решение проблем урбанизации'. В этой области проводилась противоречивая и недостаточно эффективная политика.
Декларированный принцип стирания различий между городом и деревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского населения в города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов осуществлялось административно-запретитель¬ными методами — путем ограничения прописки. В то же время в городах развивались производства, не обеспеченные рабочей силой, что заставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновремен¬но проводилась ликвидация мелких сельских поселений — «непер¬спективных деревень».
Задачей региональной политики в отношении процесса урба¬низации должно быть широкое развитие городского образа жиз¬ни, городских удобств во всех типах поселений и сдерживание негативных процессов.
Гиперурбанизация1 характерна для развитых, ложная урбани¬зация2 — для развивающихся стран.
Для России характерны обе эти проблемы (ложная урбаниза¬ция — в меньшей степени и в несколько другой форме; в России она обусловлена неспособностью городов обеспечить прибыва¬ющее население необходимой социальной инфраструктурой). За¬дачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Многие из них переходят из прошло¬го, но трансформируются с учетом новых условий, меняют свои приоритеты, требуют новых методов их решения. Качественно новые задачи региональной политики обусловлены следующими обстоятельствами:
1. Россия стала самостоятельным государством, что принци¬пиально изменило геополитическое положение многих российских регионов, условия и задачи их экономического и социального развития, связи с другими регионами.
2. Изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления.
3. Федеративный договор изменил принципы взаимоотноше¬ний между Федерацией и ее субъектами, расширил хозяйственную компетенцию субъектов Федерации; вместе с тем актуальной за¬дачей стало сохранение целостности России как объекта государ¬ственной, в том числе региональной, политики.
4. Произошел переход от административной системы управле¬ния к системе преимущественно рыночного регулирования.
Стратегическими задачами регионального развития в насто¬ящее время являются:
• реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборон¬ных и гражданских отраслей, модернизации инфраструкту¬ры, оздоровления экономической обстановки;
• преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальне¬го Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сель¬скохозяйственных земельных угодий;
• стабилизация социально-экономического положения в ре¬гионах с экстремальными природными условиями и пре¬имущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местнос¬тях, горных районах);
• продолжение формирования территориально-производ¬ственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрали¬зованных инвестиций и приоритетного развития произ¬водств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;
• стимулирование развития экспортных и импортозамеща¬ющих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономи¬ческих зон, а также технополисов как региональных цент¬ров внедрения достижений науки, ускорения экономичес¬кого и социального прогресса;
• переспециализация новых приграничных регионов;
• развитие межрегиональных и региональных инфраструктур¬ных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечива¬ющих и стимулирующих региональные структурные сдви¬ги и эффективность региональной экономики;
• преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.
Таким образом, в региональной политике акценты перемести¬лись с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодо¬ление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов — на возрождение малых городов и сель¬ских поселений; изменилось соотношение центрального и регио¬нального уровней управления, возникли новые проблемы: безра¬ботица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; появление беженцев и вынужденных переселенцев; резкое ухуд¬шение социально-экономической ситуации во многих регионах. В качестве особо важных следует выделить следующие задачи:
• нормализация экологической ситуации;
• адаптация беженцев и вынужденных переселенцев; создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной ин¬фраструктуры в регионах;
• нормализация ситуации в регионах, где отмечается крити¬ческое положение на рынке труда;
• решение проблемы гиперурбанизации — устранение пере-груженности крупных городов производственными объек¬тами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.
Изменение содержания региональной политики ставит перед региональной экономикой новые теоретические задачи. В частно¬сти, необходимо выработать четкие критерии отнесения регионов к числу проблемных, или территорий приоритетного развития.
Региональный аспект национальной безопасности. Быстрый пе-реход от командно-распределительной к рыночной экономике привел к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности регионов быстро адаптироваться к рыноч¬ным условиям. Особенно уязвимыми оказались три группы реги¬онов:
• с высокой концентрацией производств, ставших нерента¬бельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию;
• удаленные от основных экономических центров — из-за опе-режающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5—10 тыс. раз;
• получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.
В то же время ряд регионов, располагавших рыночной инф-раструктурой и особенно банковским капиталом (Москва), дос¬таточно быстро оправились от шока. Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большинство регионов России в настоящее время являются проблемными. Основные типы проблемных ре¬гионов — это слаборазвитые, депрессивные, экологически опас¬ные, приграничные.
К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего рос¬сийского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тыва, республики Северного Кав¬каза и др.), а также ряд областей европейской части. Более 80% населения этих субъектов находятся ниже официальной черты бедности. Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубо¬ким спадом промышленного производства (чаще всего это реги¬оны с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потеряв¬шие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокий уровень безработицы. В эту группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западно-го, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирско¬го, Восточно-Сибирского районов.
К экологически опасным относятся регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская обл., Поволжье, Урал, Кузбасс, побережье Каспийского моря). В отдельную груп¬пу, принимая во внимание новую геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь следует не только поднять экономику, но и создать принципиаль¬но новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям, в том числе уклада жиз¬ни.
Объективные различия стартовых условий, дифференцирован¬ное отношение федеральных властей к разным регионам и раз¬личия в политике региональных властей определяют неравномер¬ность осуществления реформ и их региональное разнообразие.
Можно выделить примерно следующие модели политики ре-гиональных властей:
1) формирование рыночных преобразований даже ценой уси¬ления социальной дифференциации (Москва и др.);
2) ориентация на усиление экспорта с использованием разли¬чий в мировых и внутренних ценах и льгот во внешнеэкономи¬ческой деятельности;
3) завоевание для своего региона льгот от федерального пра-вительства (налоговые льготы, субсидии и т.п.);
4) сохранение существенных элементов административно-пла¬новой экономики на региональном уровне (контроль над ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.).
В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегио¬нальных связей. Предельная дезинтеграция — это выпадение ре¬гиона из экономической системы (и государства), его обособле¬ние или вхождение в другую систему (государство). Дезинтегра-ционные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье, Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однако политическая опасность распада России ослабевает, на¬чинает активно действовать такой объединяющий фактор, как за¬интересованность товаропроизводителей в преодолении ограни¬чений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интег-рационные моменты требуют государственной поддержки.
Огромные различия российских регионов по всем предпосыл¬кам развития и федеративное устройство страны обрекают на не¬удачу унифицированное проведение реформ. Для реформирова¬ния России необходимо разумное сочетание двух течений — ре¬гионализации и интеграции.
Суть регионализации — учет специфики регионов в общерос¬сийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (на¬пример, реформа в коммунальном секторе); разработка специаль¬ных программ реформ для регионов с особыми условиями разви¬тия.
Пространственная интеграция экономики России включает ряд спецмероприятий:
• стабилизация интегрирующих систем (магистральный транс¬порт, связь, энергетическая и водные системы);
• совершенствование механизма вертикальных и горизонталь¬ных взаимодействий субъектов Федерации;
• проведение единой внешнеэкономической политики, т.е. создание для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки.
Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, проти¬воречивы. Не исключена трансформация регионализации в реги¬ональный сепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу для регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в централизованном государстве.
Включение задач, форм, методов региональной политики в программы экономических реформ активизирует такие принци¬пы, как долгосрочность (так как реализация основных задач ре¬гиональной политики требует длительного времени), активное государственное регулирование, социальная приоритетность. К этому следует добавить, что региональная политика, которая мо¬жет осуществляться только во взаимодействии ее участников, способствует сплочению нации.
Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприя¬тий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способнос¬тей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.
Цель региональной политики включает три группы подцелей:
• социальные — формирование в регионах слоя частных соб-ственников, содействующих созданию социально ориентирован¬ной рыночной экономики, развитию региональных рынков; со¬циальная защита населения и развитие объектов социальной ин¬фраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и ино¬странных инвесторов;
• экономические — территориально ориентированная привати¬зация, проводимая темпами, учитывающими специфические осо¬бенности каждого региона России, в целях обеспечения устойчи¬вого состояния региональных хозяйственных комплексов в усло¬виях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонопо¬лизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;
• экологические — содействие восстановлению эколого-экономического равновесия в легко ранимых регионах на основе рас-пространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реа¬лизации природоохранных мероприятий.
Стратегические задачи региональной политики зависят от ре¬шения следующих проблем:
• рациональное сочетание принципов формирования нового экономического механизма федеративных отношений и на¬правлений совершенствования рационального хозяйствен¬ного механизма в условиях рыночной экономики;
• разработка вариантов и сценариев выхода России и ее ре¬гионов из кризиса с максимальным использованием име¬ющихся благоприятных предпосылок и постепенной пере¬специализацией в условиях рынка;
• выбор региональных приоритетов экономического и соци¬ального развития, которые должны учитываться при прове¬дении селективной, финансовой, инвестиционной и внеш¬неэкономической политики России;
• реализация крупнейших региональных программ с участи¬ем частных инвесторов;
• внедрение системы государственного и рыночного регули¬рования и стимулирования территориального развития на базе различных форм собственности, включая негосудар¬ственный сектор экономики.
Естественно предположить, что в результате резкого измене¬ния политического и социального укладов страны стратегические задачи не могут быть быстро реализованы.
Реформирование российского общества служит тому наглядным подтверждением: происходят постоянная апробация различных мето¬дов достижения конечных (и даже промежуточных) целей, их трансфор¬мация, а в ряде случаев и их переориентация. Это просматривается и на примере отношения государства к развитию промышленности — от полного отказа до возвращения к контролю за ее развитием и регули¬рованию структурной перестройкой, а также постоянное изменение взаимоотношений федерального Центра с субъектами Федерации.
В первые годы экономических реформ, в период надежд на регулирующие возможности «стихийного» рынка, практически не уделялось внимания экономической и техногенной безопасности страны, которые зависят как от внутренней, так и от внешней по¬литики государства и в значительной степени определяют степень национальной безопасности.
Национальная безопасность — это способность государства адекватно реагировать в условиях постоянного дестабилизиру¬ющего воздействия военных, экономических, политических, ин¬формационных, демографических и психологических факторов, т.е. реализовывать меры, направленные как на ликвидацию угроз и опасностей, так и на защиту интересов отдельного человека и государства в целом.
Региональный аспект национальной безопасности зависит от изменения целей, задач и методов (или средств) государственной региональной политики. В государственной политике обеспече¬ния национальной безопасности должны быть отражены роль и место каждого региона в достижении общегосударственных ин¬тересов. В свою очередь, региональные особенности предопреде¬ляют совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безо¬пасность не только данного региона, но и страны в целом.
Место регионального блока в системе понятия «национальная безопасность» определяется той же зависимостью, что и «государ¬ственная региональная политика» в системе общероссийской по¬литики.
Особый интерес представляют экономическая безопасность и важнейшая ее составляющая — региональный аспект экономичес¬кой безопасности. Экономическая безопасность характеризуется возможностью национальной экономики России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответству¬ющую защиту экономическими методами как субъекта, так и Фе¬дерации в целом.
Региональный аспект экономической безопасности зависит и от внутренних факторов, и от предельно допустимых величин, превышение которых приводит к региональным кризисным си¬туациям.
Региональная кризисная ситуация — это изменение состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмеша¬тельства федеральных законодательных и исполнительных орга¬нов власти и использования чрезвычайных методов государствен¬ного экономического регулирования территориального развития.
Основные виды кризисных ситуаций в регионах:
• изменения в демографической ситуации, приводящие к де¬популяции населения, ухудшению генофонда страны и ее регионов;
• превышение рациональных норм техногенной нагрузки тер¬ритории при размещении объектов, приводящее к ухудше¬нию экосистемы региона;
• падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50—60%;
• рост безработицы, превышающий 15% от численности эко¬номически активного населения;
• изменение профиля региона, приводящее к необходимости массовой переквалификации кадров;
• появление в трудоизбыточных регионах беженцев, пересе¬ленцев и иностранных рабочих, приводящее к межнацио¬нальной и социальной напряженности;
• высокая и постоянно растущая степень зависимости про¬мышленного комплекса (более чем на 50%) от межрегио¬нальных и внешнеэкономических связей;
• низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабили¬зирующая ситуацию в регионе и усложняющая отношения с федеральным Центром (к примеру, дотации превышают 30% финансовых средств региона);
• низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограни¬чивающая возможность дальнейшего развития.
Исследования, проведенные д-ром экон. наук, проф. Б.М. Штульбергом, позволяют сделать вывод, что по этим крите¬риям субъекты Федерации можно разделить на кризисные и пред¬кризисные.
По показателям спада производства кризисными являются 9 субъектов Федерации (Чеченская Республика, Ингушетия, рес¬публики Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чу¬вашская, Адыгея; Читинская и Ивановская области), а предкри¬зисными является 31 субъект (Владимирская, Калужская, Кост¬ромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаров¬ский края, республики Мордовия, Калмыкия, Алтай, Карачаево-Черкесская, Удмуртская и ряд национальных округов).
По финансовому состоянию к кризисным можно отнести 19 субъектов Федерации: республики Дагестан, Северная Осетия, Горный Алтай, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Тыва, Адыгея, Мордовия, Марий Эл, Калмыкия; Пензенская, Ас¬траханская, Тамбовская, Ивановская, Псковская, Курская, Брян¬ская, Орловская области и Алтайский край), к предкризисным — 16 субъектов (Курганская, Кировская, Тульская, Владимирская, Воронежская, Ростовская, Смоленская, Читинская, Саратовская, Калужская, Новгородская, Оренбургская и Тверская области, Ставропольский край, республики Чувашская и Бурятия).
По показателям, характеризующим демографическую ситуацию, к кризисным территориям относятся 5, а к предкризисным — 12 субъектов Федерации; по уровню жизни — соответственно 5 и 19; по уровню безработицы — соответственно 12 и 17 субъектов Фе¬дерации.

Характерно, что значительное число субъектов Федерации по¬падает в группу кризисных и предкризисных при использовании любой классификации.
Последствия региональных кризисных ситуаций, которые должны находиться в сфере постоянного мониторинга государ¬ственной региональной политики, представляются следующими: резкое превышение смертности над рождаемостью, вызывающее быстрое старение населения в регионе; сокращение численности коренного населения, приводящее к утрате национальных тради¬ций; увеличение техногенной нагрузки на территорию со всеми вытекающими из этого последствиями; падение производства, приводящее к росту безработицы, банкротству предприятий, сни¬жению потенциальных источников финансирования региональ¬ных бюджетов, ограничивающее возможности формирования по¬требительского рынка, создающее условия для перенасыщения рынка некачественной импортной продукцией в ущерб отече¬ственным производителям; рост безработицы, создающий условия для возникновения кризисной ситуации на рынке труда в регио¬нах, где создание новых рабочих мест отстает от темпов роста без¬работицы; неустойчивое функционирование экономики региона, чрезмерная зависимость от ввоза и экспорта продукции и сырья как следствие невыполнения договорных обязательств; увеличи¬вающиеся объемы неплатежей и недоборы отчислений от налогов, приводящие к росту дефицита федерального бюджета и превыше¬нию предельно допустимой величины.
В сложившейся ситуации, когда, большая часть субъектов Фе¬дерации не в состоянии выйти из кризиса собственными средства¬ми, значимость разработки и последовательного осуществления региональной политики становится одним из решающих момен¬тов сохранения целостности, экономической и политической не¬зависимости государства.
Методы проведения региональной политики и формирование ры-ночных структур в регионах. Различают прямые и косвенные ме¬тоды проведения региональной политики. В первом случае госу¬дарство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (созда¬ние центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.). Во втором случае государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.
Методы прямого участия государства в регулировании регио¬нального развития тесно связаны с административными — это осу¬ществление государственных региональных программ, финансиру¬емых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвес¬тиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки про¬блемных регионов) посредством контрактной системы.
Методы косвенного регулирования регионального развития включают создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных про¬блем: проведения политики субвенции для предприятий, находя¬щихся в сложных социально-экономических и экологических ус¬ловиях; привлечения частных инвесторов для решения задач ре¬гиональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощени¬ем запасов природных ресурсов, что особенно актуально для рай¬онов с экстремальными условиями; установления льготных ста¬вок арендной платы при изъятии площадей под строительство пред¬приятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения ре¬гионально-дифференцированной амортизации, позволяющей пред¬приятиям, расположенным в районах со сложными условиями, фи¬нансировать ускоренную амортизацию собственного производства; применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом