Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Инструменты управления экономическим развитием региона (2)

Разработка плана конкретных действий и осуществление стра-тегии. На основе концепции социально-экономического развития региона разрабатывается план конкретных действий, включающий в себя задачи и сроки их решения, ответственных лиц, ожидаемый результат, размер и источники финансирования, способы проме¬жуточного контроля и обратной связи, предполагаемые результа¬ты и возможные последствия реализации планов и программ. Весьма важным аспектом составления плана может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития региона могут стать следующие.
• Управление региональной собственностью, в том числе при¬родными ресурсами и землей — предполагающий меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энер¬госберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфе¬ре, страхование жилья и прав собственности.
• Формирование дополнительных источников финансирова¬ния развития региона — включающий меры по повышению эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, контроля эффективности по всем направлениям работы администрации, меры по управлению региональны¬ми финансовыми потоками, развитию проектного финан¬сирования, созданию региональных гарантийных фондов, привлечению международных источников финансирования, развитию налоговой базы, в том числе путем реструктури¬зации предприятий.
• Меры по поддержке малого предпринимательства — вклю¬чающий в себя развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компа¬нии, гарантийного фонда, малых инновационных предпри¬ятий в регионе, развитие рыночной инфраструктуры реги¬она, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга, установление сравнительно низких, но полностью собираемых налогов, защиту от кри¬минального и легального монополизма, поощрение конку¬ренции, борьбу с незаконными видами бизнеса и корруп¬цией в госаппарате, привлечение вкладов населения в фи¬нансово-банковскую систему и в конечном счете в реальные инвестиции, эффективную приватизацию, земельную реформу, совершенствование законодательства, устранение пробелов и противоречий.
• Восстановление и развитие на новых принципах хозяйствен¬ных, экономических и социальных связей, утраченных в связи с разрушением административно-командной системы и «суверенизацией» регионов.
• Осуществление реформ в ЖКХ, развитие конкуренции в городском хозяйстве.
• Маркетинг региона и его «продвижение» — включающий разъяснение процедур, связанных с открытием нового биз¬неса в регионе, обеспечение информационной открытости путем предоставления всем заинтересованным лицам стра¬тегической информации о регионе, координации действий по региональному развитию с торгово-промышленной па¬латой (ТПП) и местными банками, использование средств массовой информации, формирующих четкое представление о будущем, включая желательный тип экономики и пути ее создания, использование методов коммерческого маркетин¬га для привлечения новых экономических агентств в реги¬он, прежде всего стратегических инвесторов.
Анализ эффективности и результативности, корректировка це¬лей и методов их достижения. Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей про¬граммы действий, но и постоянный мониторинг социально-эко¬номического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффек¬тивности и результативности предпринятых мер.
Определяется, совместима ли стратегия с ресурсами, с данны¬ми об окружающей среде, помогает ли стратегия решить крити¬ческие проблемы региона, получает ли стратегия поддержку жи¬телей.
Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности че¬ловека с учетом разумных соотношений государственного регули¬рования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.
При составлении программ развития регионов необходимо соблюдать следующие принципы:
• переориентация деятельности всех структур на развитие че¬ловека и создание условий достойной жизни, повышения уровня и качества жизни, изменение ее к лучшему;
• постановка целей и определение задач, которые необходи¬мо решить, чтобы обеспечить достижение цели;
• выбор критериев и показателей развития человека, создание условий достойной жизни, повышение ее уровня и качества;
• выявление потенциала и ресурсов для решения поставлен¬ных задач и достижения цели;
• выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели;
• проведение многовариантных расчетов и выбор приорите¬тов в зависимости от масштабов затрат, достигаемых резуль¬татов, времени на достижение цели, возможностей исполь¬зования факторов повышения эффективности;
• разработка стратегических планов, программ развития, за¬ключение договоров и контрактов на ближайшую и более от¬даленную перспективу со всеми предполагаемыми участни¬ками их реализации;
• применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегической планирование, программно-целевой, сетевой график, синхронизация, мониторинг, управление по резуль¬татам);
• закрепление законодательными актами и нормативами за-рекомендовавших себя методов управления.
Общая структурная схема механизма реализации программы включает в себя следующие блоки:
1) информационный;
2) нормативно-правового регулирования;
3) организационно-распорядительный;
4) финансово-экономический;
5) ресурсный;
6) оценочный.
Для разработки и реализации программ привлекаются на до¬говорных началах компетентные специалисты, руководители, инициативные творческие работники.
Разработка социально-экономических проектов решения кон¬кретных проблем региона проводится на основе выбранных при¬оритетов с учетом действительного положения дел в регионе и опыта, накопленного в других регионах.
Механизмы проведения преобразований, которые включают способы мобилизации ресурсов, создание соответствующих струк¬тур и проведение необходимых оргтехмероприятий, конкретизи¬руются при разработке программ реализации социально-экономических проектов. Программы реализации проектов в совокупно¬сти составляют сбалансированный комплекс. Без разработки та¬кого комплекса практически невозможно успешное внедрение проектов, даже самых совершенных с точки зрения полноты и точности описания желаемых результатов социально-экономичес¬ких преобразований. При отсутствии организационной подготовки неизбежно распыление и без того ограниченных ресурсов.
Программы реализации проектов включают в себя регламен¬тацию следующих основных организационно-технических аспек¬тов:
• поиск заинтересованных юридических и физических лиц, концентрация и задействование материальных и финансо¬вых ресурсов;
• формирование благоприятного общественного мнения, обеспечение материальной и моральной заинтересованнос¬ти каждого человека, который может повлиять на достиже¬ние конечных результатов, поддержка и «выращивание» ростков нового;
• подготовка и принятие на соответствующих уровнях норма¬тивных и директивных документов, необходимых для про¬ведения преобразований;
• создание организационных структур реализации проектов, обучение специалистов работе в новых условиях;
• контроль за выполнением планов и программ.
Для развертывания работы по управлению социально-эконо¬мическим развитием желательно создать агентство экономическо¬го развития. Это агентство могло бы укрепить связи с банками, содействовать открытости информации по планам экономического развития, организовать контакты с потенциальными инвестора¬ми, проводить региональный маркетинг, создать бизнес-инкуба¬тор, выявить резервы использования нежилых помещений, орга¬низовать совместную с торгово-промышленной палатой работу. Агентство совместно с региональной администрацией должно за-няться разработкой общественного видения решения проблем, для чего регулярно проводить в администрации встречи с предприни¬мателями для уточнения конкретных вопросов развития региона, организовывать обучающие семинары по проблемам экономичес¬кого развития. Новый подход к экономическому развитию реги¬она состоит в том, что оно становится заботой не только специа¬листов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.Планирование экономического развития региона—это непрерыв-ный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного пла¬на экономического развития позволяет осуществлять текущие ре¬шения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс пла¬нирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само эко¬номическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.
Региональный маркетинг — одна из наиболее удачных концеп¬ций современного менеджмента. Маркетинг позволяет сориенти¬ровать всю деятельность коммерческого предприятия на нужды потребителя. Многие приемы маркетинга достаточно успешно развиваются и разрабатываются в рамках регионального маркетин¬га, осуществляемого государственными органами регионального управления.
Региональный маркетинг — это система привлечения в реги¬он новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Региональный маркетинг может осуществлять¬ся в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застрой¬ки, инвестиций, туристического маркетинга и пр. Конкретные меры регионального маркетинга включают в себя публикацию и распространение печатных материалов о регионе, целенаправлен¬ные визиты региональных руководителей, встречи с руководите¬лями организаций, готовых открыть в регионе новый вид бизне¬са, кампании, проводимые совместно с торговой палатой, и пр. Региональный маркетинг представляет собой действенный инст¬румент социально-экономического развития.


Рассмотрим зарубежные проекты, являющиеся примерами реги¬онального маркетинга1.
Запакованный Рейхстаг. Летом 1995 г. городские власти Берлина санкционировали акцию «Запакованный Рейхстаг». Всемирно извест¬ное здание Рейхстага было полностью закрыто специальной тканью, что создавало впечатление гигантского свертка с праздничным подар¬ком. Параллельно была развернута широкая рекламная кампания, ко-торая привлекла миллионы туристов со всей Германии и из многих стран Европы. В отдельные дни в непосредственной близости от Рейх¬стага находилось до 400 тыс. человек одновременно.
Все посетившие Берлин с целью увидеть эту необычную картину пользовались услугами такси, отелей, ресторанов, покупали сувени¬ры, т.е. тратили деньги; эти деньги пошли на благо Берлина и его жителей: занятые в сфере обслуживания и в торговле получили до¬полнительный доход, казна муниципалитета получила дополнительные налоги, которые пошли на развитие Берлина, а от этого выиграли все его жители.
Бонн — покинутый город. В связи с тем что столица Германии была перенесена из Бонна в Берлин, прежней столице грозили упадок и запустение. В связи с этим было создано специальное агентство по муниципальному маркетингу, целенаправленно предлагавшее новым организациям занять опустевшие правительственные здания. Основ-ное внимание уделялось консультационным, рекламным, компьютер¬ным фирмам и фирмам высоких технологий, а также различным бес¬прибыльным организациям. По замыслу городских властей, уникаль¬ные характеристики Бонна (расположение в центре Европы, наличие международного аэропорта, прекрасных линий коммуникаций, эколо-гически чистое и климатически привлекательное место, относитель¬но дешевая недвижимость, безопасность) должны были привлечь многие организации, которые вдохнули бы новую жизнь в бывшую столицу.
Агентство использовало разнообразные методы: рекламу, презен¬тацию, прямую рассылку, работу с руководителями организаций, спо¬собными выбрать Бонн местом своей дислокации. Эти методы дали свои плоды, и Бонн не стал покинутым городом.
Кэнтон — столица воздухоплавания и ремесел. Кэнтон — город, в котором живет 12 тыс. человек, столица графства Мэдисон, насчи¬тывающего 60 тыс. жителей, расположен в штате Миссисипи (США), одном из самых отсталых штатов по уровню экономического разви¬тия. В администрации графства имеется отдел маркетинга, в котором работают 5 человек (двое из них — на полставки). Эти люди пропа¬гандируют город и графство заинтересованным лицам, привлекают в город туристов и предпринимателей. Не имея внутренних источников развития, город сделал ставку на привлечение ресурсов извне. В граф¬стве дважды в год проходит фестиваль воздушных шаров, ежегодно организуется ярмарка ремесел. Не имея своих мастеров, город соби¬рает на ярмарку ремесленников практически со всех штатов. На фес¬тиваль и ярмарку в город приезжают до 20 тыс. человек, которые пользуются отелями, ресторанами, другими предприятиями обслужи-вания. Отдел маркетинга за 2 месяца разослал информацию о горо¬де и графстве в 16 тыс. адресов по США и всему миру. Уже через месяц было получено более тысячи заинтересованных ответов. С каж¬дым ответившим корреспондентом ведется индивидуальная перепис¬ка. Таким образом изыскиваются новые возможности использования «уникальных» преимуществ маленького города Кэнтон.
Тунис. Весной 1996 г. москвичи обнаружили на улицах специфи¬ческую рекламу: рекламировался Тунис как уникальное место для от¬дыха и туризма. Результатом этой рекламы стал двукратный рост в
Тунисе числа российских туристов. Правительство Туниса, заботясь о благосостоянии своих граждан, которое в значительной мере зависит от притока в страну иностранных туристов, организует во всех стра¬нах мира рекламную кампанию, ежегодный бюджет которой состав¬ляет 100 млн долл. (для сравнения: Россия тратит на эти же цели в 100 раз меньше). Аналогичную рекламу организует Греция, не говоря уже о более развитых странах (Франция, Италия). Данный пример по¬зволяет говорить не только о муниципальном и региональном, но и о страновом маркетинге.

Одна из целей регионального маркетинга — донести информа¬цию о регионе как месте для бизнеса. Для этой цели используются реклама, распространение печатных материалов, деловые визиты и пр. В развитых странах публичные кампании проводятся, как правило, региональными торговыми палатами, местными бюро по туризму и другими частными организациями, городская админи¬страция принимает активное участие в их деятельности.

Так, в городе Лоуренс (штат Канзас) сотрудник местной торговой палаты, частично оплачиваемый местной городской администрацией, в течение нескольких лет осуществлял программу экономического раз¬вития города, в результате которой появились книга о городе, а так¬же подробное описание всех высокотехнологичных городских бизне-сов. Была осуществлена рекламная кампания, в рамках которой ин-формацию о городе получили 7 тыс. адресатов, состоялись встречи со 100 городскими предприятиями на предмет расширения их актив¬ности.

Своеобразной сверхзадачей регионального маркетинга являет¬ся создание новых и усиление имеющихся преимуществ для при¬влечения в регион экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей региона. Точно так же, как маркетинг продукта выявляет и доводит до потребителя уникальные свойства продукта, региональный маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона, которые могут быть полезны для потребителей: для предпринимателей — близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы; для туристов — климатические ус¬ловия, достопримечательности; для инвесторов — цены на недви¬жимость, отработанность процедур купли-продажи титулов соб-ственности.

Можно по-разному оценивать мероприятия регионального марке¬тинга. Существует мнение, что региональный маркетинг, который сво¬дится лишь к изданию брошюр, — это подмена живого дела бумаго¬творчеством; существует и противоположное убеждение, что все пе¬речисленные действия местных властей по «продаже» региона представителям деловой общественности — необходимые условия успешного стимулирования экономического развития. Думается, что даже в условиях жесткого кризиса, с которым столкнулись многие российские регионы, разнообразная деятельность по региональному маркетингу представляет собой весьма действенный и эффективный рычаг воздействия на экономическое развитие региона.
Конкретным инструментом регионального маркетинга может стать план продвижения региона, состоящий из следующих раз¬делов:
• исследования, экономический анализ деловой среды и ком¬мерческой деятельности;
• образование;
• связи с общественностью и реклама.
Дополняется план разделами о его финансировании и проце¬дурах контроля.
План продвижения региона полностью аналогичен плану про-движения продукции коммерческой фирмы, с той лишь разницей, что «товаром» является сам регион вместе со сложным комплек¬сов услуг, а потребителем — весьма разнородные группы (населе¬ние региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государ¬ственные органы власти, некоммерческие организации). Данный план представляет собой систему действий, которые создают и поддерживают конкурентные преимущества региона, способные сохраняться в течение длительного времени. План продвижения региона — один из действенных методов управления развитием региона.



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом