Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Основные положения стратегии экономического развития регионов (2)

В постиндустриальных городах или регионах главным сектором, определяющим их благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Степень развития дорог, связи, жилищного сектора, сферы услуг и индустрии развлечений, степень доступности офисных помещений, уровень преступнос¬ти и обеспеченность города квалифицированными кадрами — все это определяет потенциал развития постиндустриального города, так же как способность инфраструктуры города принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям.
В настоящее время большая часть стоимости многих видов продукции создается не столько на стадии материального производства, сколько на стадии маркетинга, сбыта и НИОКР; не столько в рамках непосредственного производства, сколько в рам¬ках планирования, транспортировки, продажи и обслуживания. Источником новой добавленной стоимости становятся не столько непосредственное производство, сколько нематериальное производство (дизайн, контроль качества, маркетинг и обслуживание), хотя этот источник является не единственным и основным. Характерной чертой современного производства становится наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальное знание и коммуникации становятся не только основными факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического развития организации и целых регионов.
Само по себе нематериальное производство не обладает свойством самодостаточности. Однако основная стоимость конечной продукции создается на нематериальной стадии производства. Современное производство — это прежде всего интеллектуальное (т.е. преимущественно нематериальное) воздействие, которое про¬изводят инженеры, бухгалтеры, конструкторы, дизайнеры, специалисты по персоналу, по сбыту и маркетингу, эксперты по информационным сетям. Современное производство все в меньшей мере основывается на физической работе, т.е. на материально-вещственном воздействии. Данная закономерность особенно отчетливо просматривается в наукоемких отраслях.
Во всех коммерческих организациях основная часть получен¬ного эффекта становится результатом применения специальных знаний, осуществления широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами.
Экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное — не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответив на новый технологический вызов, определить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля.
Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преиму-щественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.
В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отече¬ственную экономику с преимущественно индустриальной на до-индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о про¬грессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.
По данным Ассоциации по подбору персонала, в 1988 г. доля работающих в сфере производства составляла 85%, а в сфере обращения — 15%; в 2005 г. это соотношение должно измениться на обратное — 14 и 86% соответственно1. В связи с этим даже в условиях кризиса в России нельзя недооценивать значения постиндустриальных тенденций развития регионов, городов и страны в целом.
Анализ роли нематериального производства позволяет по-новому оценить роль и значение различных видов деловой активности. Что может обеспечить истинное процветание города — новый загрязняющий окружающую среду металлургический комбинат, реанимированное предприятие по производству вооружений или проводимые регулярно ярмарки, развитие страховых и банковских организаций, развитие торговых предприятий и предприятий, занятых эксплуатацией и развитием жилищного сектора? В ряде случаев ответ будет в пользу последних.
При определении превалирующего типа экономического развития полезно проанализировать деятельность 5—10 крупнейших работодателей города: к какому типу производства они относятся (основному или вспомогательному, индустриальному или постиндустриальному), какие крупные предприятия появились за последнее время, к какому типу они относятся, какие городские преимущества используют эти вновь появившиеся лидеры.{SITELINK-S672}Главная задача региональной политики{/SITELINK}
Для оценки глубины постиндустриальных тенденций развития важна характеристика не только отраслевой структуры, структуры занятости и инвестиций, но и степени распространенности информационных технологий: насколько информация и информационные технологии стали фактором развития общества в целом и производства в частности; насколько в связи с этим развита рыночная инфраструктура. Оценка постиндустриальных тенденций позволяет выделить преимущественные факторы экономического развития:
• рыночная инфраструктура;
• квалификация людей;
• информационные и управленческие технологии.
Уровень производства в так называемых базовых отраслях уже перестал быть фактором развития стран и регионов. Основное богатство создается не в забое и не на металлургическом комбинате, а преимущественно в сфере услуг. Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования.
В первые годы экономических реформ в России особое положение сложилось в сырьевых отраслях. Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны.
В России в 1990-е гг. экспорт расширялся в основном благодаря заниженному обменному курсу рубля, при этом увеличивался импорт сложных товаров. Это направление развития внешней торговли оказывало негативное воздействие на уровень жизни в стране, дополнительно снижая его.
Относительные преимущества сырьевых отраслей были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату. По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна: былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

То же можно сказать и о потенциальных преимуществах низ¬кой заработной платы в обрабатывающих отраслях. В этих отрас¬лях, как правило, доля затрат труда в совокупных издержках не так велика, поэтому низкий уровень заработной платы не оказы¬вает решающего влияния на конкурентоспособность. Более того, в тех производствах, где конкурирует преимущественно не цена, а качество, уровень издержек перестает иметь решающее значе¬ние.
Практика экономического развития многих стран мира пока¬зывает, что преимущества низких издержек легко дублируются, возникновение и укрепление все новых конкурентов снижает от¬дачу инвестиций, что в конечном счете сводит на нет эффект бо¬лее низких издержек. Низкие издержки становятся своеобразной «ловушкой» для экономического развития многих стран.
Последние исследования Организации по международному развитию при ООН (ЮНИДО) подтверждают эти выводы1.
В частности, в рамках этих исследований был сделан вывод о современных факторах привлечения финансовых средств в нацио¬нальную экономику стран мира: традиционные факторы (богатая ре¬сурсная база, изобилие дешевого труда) все в меньшей степени ска¬зываются на инвестициях, в то время как более действенными стали новые факторы:
• развитая социальная и экономическая инфраструктура;
• компетентная бюрократия;
• сильная образовательная система;
• устойчивая политика макроэкономической стабилизации. Эти факторы действуют и в регионах России. Поэтому на данном
этапе экономического развития страны следует исходить из нового положения, согласно которому главным фактором экономического развития региона, города или других населенных пунктов является творчество людей, человек нового типа. Основой развития становит¬ся обеспечение реальных прав на творческий труд, а основным ре¬сурсом становятся человеческие знания.
Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки инфор¬мации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, про¬граммного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных про¬грамм. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя. Добавленная сто¬имость в связи с этим — продукт информационных трансформа¬ций. Однако не следует думать, что информационные технологии исчерпываются технической стороной дела (вычислительные ма¬шины, телекоммуникации, Интернет, мультимедийные техноло¬гии и пр.). Главное в новых информационных технологиях не сети и технические возможности, а желание персонала привнести что-то новое в свою организацию, а также приверженность к сотруд¬ничеству со стороны партнеров, потребителей и контрагентов.
В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого про¬движения вперед. Информационная компонента начинает доми¬нировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно факто¬ром, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) ста¬новится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, — катализатором и фактором социаль¬но-экономического развития всего общества. Информация стано¬вится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.
Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностран¬ных экономических агентов (партнеров, инвесторов, покупателей продукции). Создание благоприятных условий для деятельности иностранных экономических партнеров в настоящее время — один из факторов развития региона в целом.
В целом региональная администрация в своей деятельности, направленной на социально-экономическое развитие региона, сегодня широко использует новые управленческие технологии:
• инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя и широкий спектр методов привлече¬ния инвестиций в регион;
• методы стратегического планирования развития региона;
• приемы регионального маркетинга и методы «продвижения» регионов и городов.
Новые управленческие технологии развития регионов требу¬ют постоянного обновления знаний и постоянной трансформации персонала администраций. Для реализации новых управленческих технологий необходимы постоянные вложения в человеческий капитал регионов и городов. Целесообразно при формировании и развитии дееспособной команды администрации непрерывно по¬вышать ее квалификацию, используя инновационные семинары и стажировки. Повсеместно следует использовать приемы так назы¬ваемого бенчмаркинга, т.е. целенаправленного применения пере¬дового опыта других регионов и городов.
Таким образом:
• экономическое благосостояние российских регионов опре¬деляется не только наличием исходных преимуществ (гео¬графическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономи¬ческим развитием;
• в управлении развитием региона целесообразно использо¬вать современные методы регионального менеджмента — стратегическое планирование, региональный маркетинг и др.;
• основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров реги¬ональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональ¬ному развитию.


Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом