Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Международные аспекты охраны Мирового океана

Международное сотрудничество и международно-правовое регулирование в охране Мирового океана. Значимость проблемы охраны Мирового океана от загрязнения, предотвращения исчерпания его ресурсов, а также очевидная невозможность решения этой проблемы без объединения усилий мирового сообщества привели к тому, что в данной области международное сотрудничество началось раньше, чем где-либо. Первым органом международного сотрудничества стал Международный совет по исследованию морей (МСИМ), созданный в 1902 г. и организовавший на протяжении последующих десятилетий ряд международных экспедиций, сделавших географические открытия и привлекших внимание к проблеме загрязнения Мирового океана. Первым международным соглашением, возложившим на государства обязанности охраны морской среды, стала заключенная в 1954 г. Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. В последующие десятилетия были заключены международные соглашения, установившие ответственность за загрязнение морской среды нефтью и другими веществами. В закрытых морях, проливах, вблизи побережий действуют региональные соглашения и национальные законодательные акты, направленные на дополнительную защиту особо чувствительных морских акваторий.

Основой регулирования разносторонних мероприятий, проводимых r Мировом океане, служит международное морское право — система принципов и норм, определяющих правовое положение морских пространств. Документальным выражением современного морского права стала Конвенция по морскому праву, принятая в 1982 г. Конференцией ООН по морскому праву. Главный критерий правового разграничения морских пространств — предел распространения суверенных прав государств на ближайшие к ним воды. По этому признаку выделяются следующие участки.

Территориальное море (территориальные воды) — примыкающий к берегам государства прибрежный морской пояс шириной 12 морских миль, на который распространяется суверенитет этого государства.

Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В его пределах действует принцип свободы открытого моря, предусматривающий свободу использования открытого моря для хозяйственной деятельности (рыболовство, судоходство, полеты, прокладка подводных кабелей и др.) любого государства, в том числе и прибрежного.

Континентальный шельф прибрежного государства — морское дно и недра подводных районов, простирающиеся на расстояние 200 миль за пределы территориального моря до внешней границы подводной окраины материка. Прибрежное государство имеет на континентальный шельф суверенные права, реализуемые при разведке и промышленном использовании ресурсов его поверхности, дна и недр.

Морское дно за пределами континентального шельфа (район по терминологии Конвенции) — дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции — объявлено общим достоянием человечества, открытым для использования в мирных целях для всех наций и государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.

Исключительная экономическая зона район шириной 200 миль, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. В этой зоне прибрежные государства имеют суверенные права, касающиеся разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и покрывающих водах, а также права на производство электроэнергии путем использования воды, течений и ветра. Все другие страны пользуются в этой зоне свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими правомерными видами морской деятельности, не нарушающими прав прибрежных государств.

В части X Конвенции формулируется общее обязательство государств защищать и сохранять морскую среду. Государства должны принимать все необходимые меры, чтобы загрязнение, ставшее результатом деятельности, проводимой под их юрисдикцией, не распространялось за районы осуществления их суверенных прав. Эти меры относятся ко всем источникам загрязнения и включают предельное уменьшение: а) выброса токсичных, вредных и ядовитых веществ из находящихся на суше источников; б) загрязнения с судов; в) загрязнения с установок и устройств, используемых при разведке и разработке ресурсов морского дна и его недр; г) загрязнения от всех других установок и устройств, эксплуатируемых в морской среде. Конвенция содержит раздел о развитии всемирного и регионального сотрудничества в формировании и разработке международных норм, стандартов, практики и процедур защиты морской среды, в проведении программ научных исследований и обмена полученной информацией. Для предупреждения загрязнения морской среды из источников на суше государства должны принять национальные законы и правила, выработанные на уровне международных стандартов и регламентирующие попадание загрязняющих веществ в море из рек, эстуариев, трубопроводов, водоотводных сооружений и т.д., при разработке ресурсов морского дна на шельфе и за его пределами, в результате захоронения загрязняющих веществ, в процессе морского судоходства. Государства должны обеспечить, чтобы судам под их флагом запрещалось плавание до тех пор, пока они не будут в состоянии выйти в море с соблюдением требований международных норм и стандартов по предотвращению загрязнения.

В соответствии с положениями статьи 87, все государства, осуществляя свободы судоходства, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов, рыболовства, научных исследований, обязаны не допускать загрязнения морской среды. Это относится и к соблюдению государствами своих прав при разработке минеральных ресурсов глубоководных районов Мирового океана, на что требуется разрешение Международного органа по морскому дну. Конвенция возлагает на государства следующие обязательства: до стадии разработки тщательно изучить экологию и гидрологию района добычи ресурсов дна, избрать лучший метод и технику добычи, чтобы свести к минимуму загрязнение морской среды. Государства должны принять законы и правила для предотвращения и сокращения загрязнения, вызываемого деятельностью в международном районе морского дна, которые определяют меры контроля над степенью загрязненности морской среды при добыче глубоководного минерального сырья.



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом