Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Охрана природы в современной России

        Закон Российской Федерации об охране окружающей среды, принятый в декабре 1991 г., стал законодательным актом прямого действия, в отличие от прежних законов, которые лишь определяли некоторые общие принципы, тогда как реальная практика регулировалась инструкциями и другими подзаконными актами. Закон возлагает на органы охраны окружающей среды контроль над соблюдением законодательства, а на предприятия, осуществляющие природопользование, — административную и уголовную ответственность за его соблюдение. Основная функция природоохранных органов — комитетов (республиканских и городских) и территориальных инспекций (в городах и районах) заключается в проверках соблюдения природоохранного законодательства предприятиями, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, в предварительной экологической экспертизе проектов. При проверках контролируется наличие и исправность очистного оборудования, наличие разрешений на выбросы и сбросы, складирование токсичных отходов и других опасных веществ, состояние трубопроводов и других потенциально опасных объектов. По итогам проверок составляются обязательные для исполнения предписания, за их невыполнение накладываются штрафы. Природоохранные организации участвуют в расследовании производственных аварий, приведших к загрязнению окружающей среды, выявляют виновников и привлекают их к административной или уголовной ответственности.
На протяжении 1990-х и 2000-х годов природоохранные органы неоднократно реорганизовывались, при этом общей тенденцией было понижение их статуса, сокращение финансирования и объемов природоохранных работ, численности инспекторского состава. С началом экономического подъема стали расти выбросы и сбросы загрязняющих веществ, твердых отходов. В то же время число проведенных проверок предприятий и нарушений, выявленных с 1999 по 2002 г., сократилось более чем в пять раз; с 2001 г. в стране не создано ни одного нового заповедника или национального парка. За всем этим угадываются прежде всего ресурсные олигархические структуры, работающие на принципах дикого рынка. В этих кругах созрела концепция грязного подъема — обеспечения экономического роста за счет масштабного перехвата инвестиций на вывод из стран Европейского союза экологически грязных производств, обслуживаемых иммигрантами. Однако возможность реализации грязного подъема в условиях вхождения в международные и прежде всего европейские экономические структуры, ратификации и вступления в силу Киотского протокола более чем сомнительна, а абсурдность идеи привлечения такой ценой капиталов при высоких ценах на углеводородное сырье и быстрорастущем многомиллиардном Стабфонде несомненна.
В Федеральном законе 2002 г. об охране окружающей среды предусматривается учет природных особенностей территорий и акваторий при установлении нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия антропогенной нагрузки на окружающую среду. В статье 6, определяющей полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, подчеркивается необходимость учета географических, природных, социально-экономических и иных особенностей при ведении природоохранной деятельности на территориях субъектов Федерации. В статье 14 предусмотрен учет географических, природных, социальных, экономических и иных особенностей территорий субъектов Российской Федерации при установлении дифференцированных размеров платы за негативное (вредное) воздействие на окружающую среду. Однако конкретный механизм учета природных особенностей, как и перечень особенностей, подлежащих учету, пока не разработан.
В рамках начатой в 2004 г. административной реформы предусматривается создание независимых федеральных служб: по надзору в сфере природопользования (в рамках Министерства природных ресурсов наряду с государственными агентствами водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию) и по экологическому, технологическому и атомному надзору (с прямым подчинением Правительству России). Вопросы распределения функций и полномочий, штатов и структур на местах все еще находятся в стадии решения.
С 1992 г. в России введена плата за выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод в водные объекты и размещение твердых отходов. Размеры платежей определяются по статической отчетности и прейскурантам. Платежи за загрязнение поступают в бюджетные экологические фонды. Средства этих фондов используют на природоохранные мероприятия: научные исследования и опытно-конструкторские работы в интересах охраны окружающей среды, строительство природоохранных объектов (очистных сооружений, полигонов захоронения и др.), на развитие сети особо охраняемых природных территорий, на создание и совершенствование систем контроля состояния окружающей среды, экологическое воспитание и образование. К сожалению, зигзаги экономической и экологической политики на рубеже веков привели к тому, что правовой статус платежей за негативное воздействие на окружающую среду неоднократно пересматривался и даже отменялся решением суда и до сих пор не определен окончательно. Собираемость платежей вследствие многочисленных реорганизаций природоохранных органов, сокращения инспекторского состава и числа проверок упала. Сами экологические фонды лишь восстанавливают свою деятельность после упразднения внебюджетных фондов.
Государственная экологическая экспертиза — обязательное условие всякого строительства и реконструкции хозяйственных объектов, пользования недрами. Целью экологической экспертизы является проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества: отсутствие при реализации проектов превышения ПДК вредных веществ, ПДУ физических полей, отсутствие ближайших или отдаленных экологических, экономических,
демографических, нравственных последствий от функционирования проектируемых объектов. Нарушение требований ведет к приостановке строительства.
К функциям государственных природоохранных органов относится информационно-просветительская деятельность, содействие экологическому образованию и воспитанию. Ежегодно выпускаются государственные и региональные доклады о состоянии окружающей среды. В учебные планы образовательных учреждений введено изучение экологических дисциплин, в дальнейшем предусматриваются обязательные минимумы экологических знаний для лиц, выполняющих хозяйственно-распорядительные функции.



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом