Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Охрана природы в Совеском Союзе

В первые послереволюционные годы в течение короткого срока претворены в жизнь многие решения, подготовленные в предреволюционный период. Национализация лесов положила конец многовековому процессу их сведения. В законе о лесах 1918 г. были установлены категории водоохранных, почвозащитных, гигиенических лесов. Тем не менее во время революции, Гражданской войны и в начале 1920-х годов при острой нехватке топлива значительный и почти не поддающийся оценке ущерб лесам, особенно вблизи городов и железных дорог, нанесли бессистемные массовые рубки в целях заготовки дров.
Меры упорядочения охоты и рыбного промысла, искусственного воспроизводства и расселения наиболее ценных видов помогли спасти от исчезновения зубров, бобров, пятнистых оленей и других животных. Создавалась сеть заповедников (Астраханский, Ильменский, Крымский, Кавказский, Воронежский), на высочайшем научном уровне велось систематическое изучение их природы. В 1924 г. было учреждено Всероссийское общество охраны природы. Высокий уровень научной и практической работы по охране природы в советских заповедниках в 1920-1930-х годах получил мировое признание и был принят за основу при выработке международных программ создания сети биосферных заповедников. Однако начиная с конца 1920-х годов, по мере свертывания НЭПа само понятие охраны природы стало отходить на задний план, уступая место преобразованию природы как одному из способов социалистического строительства. При этом отношение к природе становилось все более утилитарным (известен лозунг Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача) и идеологизированным считалось, что социалистический строй и плановое хозяйство сами собой гарантируют рациональное природопользование.
Известный советский экономист Ю. Ларин в 1930 г. писал: Нам незачем повторять зады буржуазных филистеров, еще 40 лет назад установивших идеалом для тогдашнего этапа капиталистического развития отдаленность жилищ от предприятий, ибо это означает недооценку оздо-ровливающих элементов социалистического строя. Идеалом являете превращение жилища в жилой цех предприятия. Жилье, повернутое лицом к производству, — это означает не только организацию жилищног хозяйства, но и планировку. Фабричный кремль должен возвышаться на всем новым городом, подобно замку в средневековом городе, ибо в социалистическом городе в центре должен быть труд, производство . Хотя автор приведенного высказывания в конце 1930-х годов был репрессирован, изложенный подход нашел отражение в планировке боль того числа новых городов и районов.
С начала 1930-х годов был официально отменен принцип непрерывного неистощительного пользования лесом (рубок в объеме годового прироста). Началось создание леспромхозов вдоль железных дорог и сплавных рек, в расчете на 20-40 лет эксплуатации, с временным отношением к воспроизводству лесных ресурсов и обустройству поселков, дорог. Отпуск леса с 1930 г. был бесплатным, попенную плату восстановили в 1949 г. Принцип непрерывного неистощительного пользования лесом как основа планирования лесного хозяйства был восстановлен только в 1977 г., когда долговременные сдвиги в породном составе лесов, подорвавшие сырьевую базу лесной отрасли почти на всей экономически освоенной территории страны, стали очевидны .
По мере укрепления тоталитарного режима отношение к природе, как и к человеку, становилось все более безжалостным. Решения о размещении крупнейших промышленных и военных объектов принимались без какого-либо экологического обоснования. В предвоенные, военные и послевоенные годы огромный ущерб природной среде нанесло строительство крупных гидроэлектростанций на равнинных реках, массовые рубки леса, создание атомных предприятий на Урале и в Сибири, освоение целины (во многом повторившее трагическую историю распашки американских прерий). Еще более амбициозные и экологически опасные проекты, содержавшиеся в Великом сталинском плане преобразования природы, такие, как поворот северных рек, затопление гигантским водохранилищем значительной части Западной Сибири, орошение Каракумов за счет уничтожения Аральского моря, к счастью, остались нереализованными. Предусматривавшиеся в том же плане мероприятия по созданию защитных лесополос в степных и лесостепных районах были в значительной степени проведены и помогли уменьшить распространение процессов дефляции. Однако изменить с помощью лесополос климат Европейской части СССР, в том числе предотвратить суховеи, как это предполагалось, было явно нереально. В последние годы жизни Сталина был выдвинут тезис об отсутствии необходимости охранять природу от советского человека, что послужило идеологическим обоснованием для проведенного в 1951 г. резкого сокращения сети заповедников.
Во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов общественный подъем способствовал отмене или сокращению масштабов наиболее одиозных планов дальнейшего преобразования природы: строительства Нижне-Обской ГЭС, целлюлозного завода на озере Байкал. В 1960-1970-е годы были приняты законы об охране атмосферного воздуха, основы законодательства о недрах, водах, лесах. Хотя эти законы не соответствовали мировой практике и предусматривали лишь учет и административное регулирование техногенных нагрузок на среду, они положили начало сдерживанию и ограничению масштабов загрязнения.
Они послужили юридической базой для разработки системы экологических нормативов (ПДК, ПДВ, ПДС) и стандартов. В те же годы началось создание государственной системы контроля загрязнений. С 1967 г. ГГО им. Воейкова выпускало Обзоры загрязнения атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах СССР; с 1978 г. — Обзоры загрязнения поверхностных вод; с 1983 г. — Обзоры фонового состояния природной среды. Тиражи — от 20 до 200 экз.
После Стокгольмской конференции 1972 г. как бы в пику ей в СССР в 1972 г. состоялась первая и единственная сессия Верховного Совета по вопросам охраны окружающей среды, было принято постановление Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов. Однако природоохранного ведомства было решено не создавать; природоохранные подразделения появились в ресурсных министерствах: Минмелиоводхозе, Минлесхозе, Минсредмаше, Мин-нефтегазпроме, Минсельхозе. Министерства контролировали сами себя, формируя нормативную базу и традиции. Иногда природоохранные функции пытался выполнять Госсанэпиднадзор, поскольку закон предписывал закрыть и опечатать предприятие, на котором выявлены санитарные нарушения. Однако партийные органы на местах часто препятствовали этому.
В том же 1972 г. состоялся объединительный съезд дружин по охране природы. Впоследствии эти общественные организации сыграли немалую роль в подготовке неформальных лидеров экологического движения.



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом