Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Исторические способы использования природных ресурсов

В системе отношений общества и природы традиционное природопользование выступает, с одной стороны, как неотъемлемый компонент этой системы, связывающий в практической деятельности человека (общество) со средой его обитания и, с другой стороны, как фактор, формирующий эти отношения. Взаимовлияние человека и природы постоянно, но происходит оно не в рамках природы и одного человека или такого, довольно абстрактного образования, как общество, а в рамках природы и общества. Главным принципом выделения территорий традиционного природопользования признается не национальный признак, а наличие природно-ресурсного потенциала жизнеобеспечения населения. Для мест традиционного природопользования, очевидно, должны выбираться участки с высокопроизводительными ресурсами, что, однако, не означает исключения остальной территории из сферы традиционного природопользования.Второй принцип выделения территорий — учет природных рубежей и региональных различий по степени изменчивости традиционного природопользования, позволяющих применять разные подходы при их выделении.Следующий важный принцип — экологический. Согласно международной классификации охраняемых территорий территории традиционного природопользования могут соответствовать категории естественные антропологические заповедники (или этнические территории), назначение которой — ...сохранить естественное природное окружение коренных жителей и создать оптимальные условия для развития их культуры и сохранения традиционной формы деятельности и стиля жизни. Кроме того, это территории, на которые современные технологии не оказали серьезного влияния или не вступили в тесное взаимодействие с традиционным стилем жизни коренного населения. Глубокие перемены в типе природопользования не допускаются, а следовательно, предпочтительно развитие традиционных форм хозяйствования, соответствующих целям и назначению этих мест. Итак, с одной сторны, ограничивается всякая хозяйственная деятельность и разрешается только традиционное или сочетающееся с ним природопользование аборигенного населения, а с другой — определяется функция таких территорий для сохранения природной среды. Данный принцип немаловажен, поскольку именно так можно поддержать систему жизнеобеспечения коренного населения, где очень сильна зависимость от природного окружения. Территории с сохранившейся природой — основной фонд земель для возрождения и развития всех форм традиционного хозяйствования. Эти земли выполняют природоохранные и средообразующие функции, сохранять генетический фонд растений и животных региона.Ограничительными факторами в выделении территорий, соответствующих традиционному природопользованию, становятся интересы местного (как коренного, так и русского) населения, сформировавшего современные формы хозяйства, и наличие минеральных ресурсов. В целях смягчения будущих конфликтных ситуаций эти факторы должны учитываться при оценке пригодности территорий под традиционное природопользование.Традиционное природопользование — один из важнейших элементов традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Исторический опыт Российской Федерации и других стран свидетельствует, что без сохранения традиционного природопользования и создания условий его развития у коренных малочисленных народов нет возможности в дальнейшем сохраниться как самостоятельным этносам. Современные проблемы, связанные с развитием традиционного природопользования коренных малочисленных народов России, представляют собой сложный комплекс географических, экологических, правовых, этнологических и социально-экономических проблем. Признавая приоритетное право коренных малочисленных народов на традиционное природопользование, государство закрепляет это право в федеральных законах. К их числу следует отнести, прежде всего, Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.Эти законы определяют специальные права коренных малочисленных народов на земли, их положения создают новую модель статуса коренных малочисленных народов, обеспечивающую их интересы в сфере традиционного природопользования. Имеется в виду образование территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Их создание направлено на реализацию концепции устойчивого (неис-тощительного) природопользования для коренных малочисленных народов, вписывающегося в сложные природные экосистемы  территории традиционного природопользования охраняются особо; они предназначены для того, чтобы обеспечить защиту исконной среды обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов России. Поскольку природный компонент исконной среды обитания является одним из основных, сохранение природы — один из элементов защиты исконной среды обитания. Основными принципами традиционного природопользования всегда были высокая степень адаптивности, долговременность, экстенсивность на широких площадях, система рекреации возобновляемых природных ресурсов, очень малая энергоемкость, рационализм. Именно в связи с этим большую роль для коренных народов в защите их традиционного природопользования и исконной среды обитания играет природоохранное законодательство и природоохранные организации.Главная особенность территорий традиционного природопользования состоит в том, что это специфические особо охраняемые природные территории, где экологические задачи решаются во взаимосвязи со всеми иными потребностями (религиозными, культурными и др.) коренных малочисленных народов. Поэтому и правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается исходя из данных особенностей.В соответствии с Федеральным законом Об охране окружающей среды (2002) исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов подлежат особой охране (статья 4). Федеральным законом Об особо охраняемых природных территориях (1995) в национальных парках, расположенных и районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования (статья 15). На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, также допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания этнических общностей и сохранение их традиционного образа визни (статья 24). Таким образом, природоохранное законодательство Российской Федерации учитывает права этнических общностей в облас-ц природопользования. Иными словами, среди природопользователей иыделяются представители коренных малочисленных народов, если они ведут традиционный образ жизни, который исторически основан на уважительном отношении к природе.Федеральный закон О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации как и общая регламентация, предпринятая в Федеральном законе О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, направлен на определение правовых основ образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов северного и дальневосточного регионов страны. К традиционному природопользованию коренных малочисленных народов Севера относятся такие виды деятельности, как оленеводство, морской, зверобойный и охотничий промыслы, рыболовство, собирательство диких растений и др. Данными видами деятельности заняты в основном народы Севера, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа (в основном Дагестана), т.е. они имеют явно выраженную региональную специфику.Главная цель Закона о территориях традиционного природопользования заключается в том, чтобы вывести территории традиционного природопользования из гражданского оборота, исключить их из сферы купли-продажи, наследования, дарения, аренды и тем самым сохранить для будущих поколений коренных малочисленных народов. Таким образом, в Законе во многом был учтен негативный опыт последних лет, когда закреплявшиеся за коренными народами в отдельных субъектах Федерации территории традиционного природопользования в виде родовых угодий, крестьянских хозяйств и национальных предприятий нередко переходили за минимальные материальные возмещения новым владельцам — нефте- и газодобывающим компаниям, акционерным обществам, в том числе иностранным юридическим лицам, а коренные народы оставались не у дел. Это происходило потому, что территории традиционного природопользования не были вовремя защищены федеральным законодательством и в условиях стихийного рынка переходили из рук в руки.Закон направлен на обеспечение интересов только тех представителей коренных народов и этнических общностей, которые занимаются традиционным природопользованием. Представители же коренных народов, не занимающиеся традиционными видами деятельности, живу щие в городах и имеющие другие занятия и источники доходов, для защиты своих этнических прав нуждаются в других законах, в правах на свободу этнической идентификации, использования родного языка, развития национальной культуры, создания объединений по национа. ному признаку, развития национальных институтов самоуправления, т в тех правах, которые регламентируются законодательством о нац нально-культурной автономии.В законе выделяются территории традиционного природопользо ния федерального, регионального и местного значения и в зависимоот этого предусматривается порядок образования каждого вида территорий, в том числе условия определения их размеров и границ. Например, решения об образовании территории традиционного природопользования федерального значения принимает Правительство России по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, а решения регионального или местного значения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Они же определяют и границы этих территорий. Порядок же выделения земель традиционного природопользования основан на обращениях лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Размеры территорий традиционного природопользования определяются с учетом необходимости поддержания достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных, возможности ведения различных видов традиционного природопользования, сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей малочисленных народов, целостности объектов историко-культурного наследия.Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов не всегда совпадают с границами не только административно-территориальных единиц, но и субъектов Федерации, а иногда — границами государств. При этом в соответствии с названным выше Законом образование территорий традиционного природопользования местного значения, находящихся в нескольких муниципальных образованиях, осуществляется решениями органов местного самоуправления. {SITELINK-S391}Исторические аспекты природопользования{/SITELINK}



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом