Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Хозяйственный комплекс Дальнего Востока

По удельному весу промышленного производства ли­дировали Камчатская обл. — 37% и Якутия — 36%, а по удель­ному весу сельского хозяйства максимальный показатель от­мечался в Еврейской АО — 11%.

Хозяйственную специализацию ДВЭР на современном этапе определяют: рыбное хозяйство (рыболовство и рыбоперерабаты­вающая промышленность), портово-транспортное хозяйство (порты и морской транспорт), а также добывающие отрасли про­мышленности.

Промышленные комплексы. Межрегиональные и внешние рын­ки в настоящее время формируют рыбное хозяйство и цветная ме­таллургия, к которым в скором времени должна присоединиться топливная промышленность (нефтегазовый комплекс). Потребно­сти регионального рынка обеспечивают электроэнергетика, лесной и машиностроительный комплексы (часть высокотехнологичной продукции последнего также ориентирована на другие регионы и экспорт).

Лучшая динамика развития в последние годы была характерна для цветной металлургии и в меньшей степени для машино­строения. Топливная промышленность начала увеличивать удельный вес, имеет высокую потенцию развития. Некоторый спад отмечен в лесном комплексе и пищевой промышленности (рыбном хозяйстве), не сумевших в полной мере использовать свой высокий потенциал.

Цветная металлургия ДВЭР представлена отраслями, добы­вающими золото, серебро, алмазы, руды, содержащие олово, вольф­рам, свинец и ряд других металлов, в том числе редкоземельных.

Главные районы добычи золота — Магаданская обл., Респуб­лика Саха (Якутия), Чукотский, а в перспективе и Корякский АО. Добыча серебра осуществляется в Магаданской обл., распо­лагающей уникальной сырьевой базой Дукатского месторожде­ния, обеспечивающей до 60% общероссийского объема добычи этого благородного металла.

Добыча алмазов в Якутии ныне сконцентрирована на трубке «Юбилейная», расположенной у поселка Айхал, где действует один из крупнейших в России горно-обогатительных комплексов.

Разработка свинцово-цинковых руд ведется на юге Примор­ского края, в районе г. Дальнегорска. Оловосодержащие руды добываются на севере — в Магаданской обл. и Чукотском АО — и могут добываться на базе остающихся ресурсов Хабаровского и Приморского краев.

Рыбное хозяйство Дальнего Востока базируется на уникаль­ных ресурсах рыбы и морского зверя дальневосточных морей. Главные морские порты и центры рыбоперерабатывающей промышленности: Владивосток, Находка, Корсаков, Невельск, Холмск, Южно-Курильск, Петропавловск-Камчатский. Часть рыбы перерабатывается непосредственно на плавучих рыбоза­водах.

Топливно-энергетический комплекс Дальнего Востока в на­стоящее время представлен, в основном, электроэнергетикой и тесно связанной с ней угледобывающей промышленностью. Ос­новные электроэнергетические мощности района сосредоточены в его южной части, где они образуют общую энергосистему. Энер­гоузлы северных территорий работают изолированно и снабжа­ют локальных потребителей.

Крупные ГЭС построены в Амурской обл.: Зейская) и готовятся к вводу Бурейская), в Якутии — Вилюй-ская и Колымская ГЭС. В тепловой электроэнергетике выделя­ются работающие на местном угле Приморская и Лучегорская ГРЭС, но более многочисленны ТЭЦ и мелкие дизельные стан­ции на севере. В Чукотском АО действует небольшая АЭС. В Кам­чатской обл. работает Паужетская и строится более мощная Мутновская геотермальная электростанция (введена первая очередь).

Современная добыча угля в ДВЭР около 28 млн т, в том числе 1/3 в Якутии, 1/3 в Приморском крае, а остальное — в Амурской и Сахалинской обл. и немного в северных регионах. В основном,уголь добывается для местных энергетических нужд (выработки электро- и теплоэнергии). Часть южноякутских углей отправля­ется на экспорт в Японию.

Небольшие по масштабам нефтегазовые комплексы действу­ют на северо-востоке острова Сахалин и в Якутии. Сахалинская нефть из г. Охи передается по трубопроводам на нефтеперера­ботку в Хабаровский край.

Машиностроение развито, в основном, в Приморском (где на него приходится более 1/3 промышленной продукции) и Хаба­ровском краях и Еврейской АО. В остальных регионах налажены ремонтное производство и выпуск запасных частей для машин и оборудования.

Наибольшее развитие получили судостроение и судоремонт, связанные с рыбной промышленностью, морским и речным транспортом и флотом. Центры морского судостроения находятся в Николаевске-на-А муре, Хабаровске, Владивостоке, Находке, Петропавловске-Камчатском, речного — в Благовещенске.

Авиастроение развивается в Уссурийске Приморского края и Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.

Сельскохозяйственное машиностроение является отраслью специализации Еврейской автономной обл. — «АО Дальсельмаш» в г. Биробиджане.

За последние годы заметное развитие получили электротех­ническая и электроэнергетическая промышленности, станко­строение и приборостроение в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане.

В районе представлены предприятия ВПК, включающие вы­сокотехнологичные производства, например, морских судов — за­вод «Звезда» и вертолетов «Черная акула» — завод «Прогресс» вУссурийске.

Предприятия лесного комплекса ДВЭР. Основные лесозаготовительные базы распо­ложены на территориях, прилегающих к нижнему и среднему Амуру и всей Уссури в Приморском и Хабаровском краях и Амур­ской обл. Также заготовка леса ведется в центре и на юге Саха­лина, в верховьях Лены (Якутия). Новая лесопромышленная база создается в зоне БАМа. Больше всего древесины — свыше 50% — заготавливает Хабаровский край, почти 25% — Приморский. Там же наиболее развито лесопиление, продукция которого направ­ляется на экспорт.

Целлюлозно-бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, который по выпуску бумаги лидирует во всей Вос­точной экономической зоне. Производство картона налажено в Хабаровском крае (Амурск).

Дальнейшее развитие лесозаготовок сдерживается отсутст­вием в районе комплексной глубокой переработки леса. Круглый лес оказывается малотранспортабельным для внутренних пере­возок и невыгоден для экспорта.

Агропромышленный комплекс Дальнего Востока очень мал и сосредоточен (основные производства) в Амурской обл. — Зейско-Буреинской низменности и Приморском крае — долине р. Уссури и Приханкайской низменности, где для этого имеются лучшие природно-климатические условия.

Морские угодья на современном этапе дают значительно боль­ше продукции рыболовства, обеспечивая району по уловам рыбы и добыче морепродуктов первое место в России.

На Зейско-Буреинской равнине в Амурской обл. и частично в Еврейской АО сформировался основной сельскохозяйственный район Дальнего Востока, тесно связанный с промышленным (пе­рерабатывающим) сектором местного АПК. Тем не менее, с учетом большого пространства района и слабо­развитой транспортной инфраструктуры, все его регионы должны стремиться к максимальному, экономически оправданному само­обеспечению продукцией сельского хозяйства, в том числе за счет развития тепличного земледелия, уникальные возможности для ко­торого (на базе термальных вод) имеются на Камчатке.

Транспортный комплекс Единственным круглого­дичным транспортом для северных и глубинных районов ДВЭР остается авиационный.

Морской транспорт имеет большое значение не только для Дальнего Востока, но и всей России, поскольку он обеспечивает внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеан­ского региона. Здесь находятся самые мощные (по грузообороту) порты России, такие как Восточный (в Находке), Владивосток, Холмск, Вааино, Нагаевский в Магадане и др.

Самый крупный порт — Восточныйеть 60 причалов, способных перерабатывать более 40 млн т грузов в год. Владивостокский порт обладает мощностями для обработки нефтеналивных, лесных, хлебных и прочих грузов. Порт «Наход­ка» перерабатывает лесные и нефтеналивные грузы и уголь. Средние по величине порты: Магадан — преимущественно нефтеналивной, лесной и рудный и Петропавловск-Камчатский, обслуживающий Северный морской путь и обрабатывающий нефтеналивные, угольные и продовольственные грузы. Вспомо­гательные порты Тикси, Певек, Анадырь обслуживают навига­цию по Северному морскому пути. Южные незамерзающие порты района являются основными экспортными портами. Они осуще­ствляют внешнеторговые связи со странами Азии, Австралией, США, Канадой и Латинской Америкой. Здесь базируется до одной четверти российского торгового флота, в том числе большая часть рефрижераторного и контейнеровозов.

Железные дороги ДВЭР представлены двумя широтными магистралями — Транссибом и БАМом (со строящимся ответвле­нием на Якутск — АЯМ), а также железнодорожной переправой на острове Сахалин Ванино—Холмск, обслуживаемой морскими паромами. На Сахалине имеется островная железнодорожная сеть, сохраняющая узкую японскую колею.

Автомобильный транспорт представлен основной автомагист­ралью Невер — Тында — Якутск — Магадан, обеспечивающей доставку жизненно важных грузов в северные районы ДВЭР.Действующая шоссейная автодорога от Владивостока до Благо­вещенска в ближайшие годы должна соединиться с территорией Забайкалья (Читинской обл.), откуда имеется прямое автодорож­ное сообщение с европейскими регионами страны.

Развитие транспортного комплекса Дальнего Востока имеет для России геополитическое значение, обеспечивая для нее позиции активного партнера со странами АТР.

 



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом