Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Хозяйственный комплекс Восточной Сибири

Хозяйственный комплекс

По удельному весу промышленного производства ли­дировали: Красноярский край — 52%, Республика Хакасия — около 40%, а по удельному весу сельского хозяйства — Респуб­лика Бурятия — 15%, а также Хакасия — 11,4%. В производстве услуг выделялись Республика Тыва — 75%, Читинская обл. — 59% и Иркутская обл. — 49%, оказывающие транспортные, тор­говые и другие услуги.

Промыщленные комплексы. Отрасли рыночной специализа­ции ВСЭР — цветная металлургия, электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промыш­ленность. Вместе они обеспечивают производство почти 78% всей промышленной продукции района. Цветная металлургия, имею­щая особо выигрышные позиции на рынках производимой еюпродукции в России и мире, к настоящему времени сумела под­нять удельный вес в промышленности региона до 60%.

Лучшая динамика развития в последние годы наблюдалась в цветной металлургии, имевшей наиболее гарантированный сбыт продукции, в том числе экспортный (алюминия, меди, никеля). Стабилизировалась доля химической промышленности, в основ­ном за счет нефтехимии.

Электроэнергетика Восточной Сибири, одна из самых мощных в стране, имеет в своем составе крупнейший в России Ангаро-Енисейский каскад гидроэлектростанций общей мощностью 22 млн кВт, в составе которого такие ГЭС: Саяно-Шушенская , Красноярская , Братская , Усть-Илимская  и строящаяся Богучанская .

Крупные мощности сконцентрированы в тепловой энергети­ке: на Назаровской, Ирша-Бородинской и Березовских ГРЭС 1 и 2  в Краснояр­ском крае, Гусиноозерской и Харанорской ГРЭС в Забайкалье. Тепловые электростанции юга Красноярского края, как и ГЭС, отличаются высокой экономической эффективностью, связанной с использованием дешевых канско-ачинских углей. Однако даль­нейшее строительство новых сверхкрупных станций конденса­ционного типа в этой зоне было приостановлено, в частности, по причине загрязнения окружающей среды продуктами сгорания угля. Объединенная энергосистема Восточной Сибири обеспечива­ет потребность крупных энергопотребителей в районе, в первую очередь алюминиевую промышленность, создавая с последней коммерческие объединения, например Саянский алюминиевый завод и Саяно-Шушенская ГЭС. Несмотря на наличие крупныхзнергопотребителей, Восточная Сибирь располагает в настоящее время избыточными мощностями. В связи с этим покупателем местной электроэнергии может стать Китай.

Топливная промышленность ВСЭР находится в стадии фор­мирования и реконструкции. За это время крупные нефтеперерабатывающие производства в Ачинске и Ан­гарске сократили первичную переработку нефти, но планируют ее значительное увеличение после за­вершения их технического перевооружения с учетом возрастаю­щего спроса на нефтепродукты на востоке страны.

В настоящее время сырая нефть поступает на территорию Вос­точной Сибири по нефтепроводу из Западной Сибири. Однако по мере формирования на территориях Среднего Приангарья и се­вера Иркутской обл. новых крупных нефтегазопромысловых районов местные углеводороды вместе с западно-сибирскими будут как поступать на переработку на близко расположен­ные предприятия в городах Ачинск и Ангарск, так и транс­портироваться на Дальний Восток, а также экспортироваться в страны Восточной Азии — Китай, Южную Корею посредством новых (проектируемых в настоящее время) нефте- и газопро­водов.

Цветная металлургия, безусловно, самая приоритетная от­расль в Восточной Сибири, обеспечивающая району большую часть бюджетных доходов.

Алюминиевая промышленность имеет в своем составе глино­земное производство в г. Ачинске Красноярского края, перера­батывающее нефелины Кия-Шалтырского месторождения Кеме­ровской обл. (Западная Сибирь), а также алюминиевые заводы (центры производства металлического алюминия) в Красноярске, Саяногорске (Республика Хакасия), Братске и Шелехове (Иркут­ская обл.). Алюминиевые заводы приближены к источникам дешевой электроэнергии — ГЭС Ангаро-Енисейского каскада. В настоящее время в районе создаются условия для объедине­ния алюминиевых предприятий с электроэнергетикой в холдинги по производству готового алюминия, глинозема и гидроэнергии.

В алюминиевой промышленности развивается интеграция предприятий, находящихся в различных районах страны. Так, Иркутский алюминиевый завод совместно с Уральским заводом (г. Каменск-Уральский) пошел на создание Сибирско-Уральской алюминиевой компании. Саянский завод объединяется с Поволж­ским Самарским заводом по обработке алюминия и т. д.

Медно-никелевая промышленность базируется на сульфид­ных рудах полуострова Таймыр, сосредоточенных в месторож­дениях Норильск-1, Октябрьское и Талнахское. Обогащение этих руд ведется на Норильской и Талнахской обогатительных фаб­риках, входящих в Норильский горно-металлургический комби­нат. Эти предприятия являются акционерами РАО «Норильский никель» и объединены на основе общей технологической схемы переработки медно-никелевых руд. Кроме того, РАО «Нориль­ский никель» — основной поставщик на АО «Красноярский за­вод цветных металлов».

Норильский горно-металлургический комбинат производит более 85% продукции РАО «Норильский никель», а 15% выпус­каются предприятиями, расположенными на Кольском полуост­рове (Мурманская обл.), куда руда и ее концентрат (файнштейн) доставляются Северным морским путем через порт Дудинка на Енисее. Товарная продукция комбината: металлические никель, медь, кобальт, концентраты благородных металлов, в том числе золота и платины, файнштейн и медно-никелевая руда.

Особо следует выделить уни­кальные ресурсы Удоканского месторождения медных руд, рас­положенного на трассе БАМа и остающегося в резерве медной промышленности в качестве потенциального источника сырья для внутренних потребностей России и экспорта.

Химическая и нефтехимическая промышленность развива­ется в Восточной Сибири на базе переработки углеводородного сырья, древесины, поваренной соли, а также ядерных материалов. Ее удельный вес в промышленности района за последнее время стабилизировался.

Крупное производство пластмасс и синтетических смол (око­ло 10% в России) — «Ангарнефтеоргсинтез» действует в г. Ан­гарске Иркутской обл. на основе получаемой западно-сибирской нефти. Здесь же налажен выпуск азотных удобрений. Синте­тический каучук делают в г. Красноярске на базе процесса гид­ролиза древесины. Готовый синтетический каучук используется на быстро растущем шинном производстве. Производство хими­ческих волокон и нитей достигает в Красноярском крае 10% общероссийского и развивается на базе продуктов переработки нефти.

В г. Усолье-Сибирское Иркутской обл. на основе крупнейших в стране промышленных запасов поваренной соли развиваются хлорное и содовое производства, а также химико-фармацевтиче­ская промышленность. Задача электролизного химического ком­бината в г. Ангарске и Горно-химического комбината в окрестно­стях Красноярска — обеспечить переработку отходов и отрабо­танного топлива ядерных электростанций.

Лесопромышленный комплекс Восточной Сибири рас­полагает богатейшим ресурсным потенциалом. Он производит 22% объема товарной продукции ЛПК России. По производству лесопродукции выделяются Красноярский край и Иркутская обл., где созданы крупные ЛПК, лидирующие в заготовке деловой древесины и пиломатериалов. Производство бумаги (картона) в объеме не более 8% в России налажено на целлюлозно-бумажных комбинатах в Красноярске, Братске, Усть-Илимске, Байкальске, а также в Республике Бурятия на Се-ленгинском комбинате.

К числу приоритетных направлений развития районного ЛПК относятся: укрепление материальной базы лесозаготовительной промышленности; реконструкция Байкальского ЦБК (Иркутская обл.) за счет ввода водооборотной системы, не наносящей вреда оз. Байкал; модернизация всех ЦБК, в том числе на базе внедре­ния передовой и экологически безвредной безхлорной техноло­гии отбелки целлюлозы; реконструкция деревообрабатывающих предприятий Красноярского края.

Машиностроительный комплекс развивается в Восточной Сибири в условиях высокого уровня издержек и оттока высоко­квалифицированных кадров, что накладывает определенные ограничения на его масштабы и специализацию. Ведущими направлениями развития и структурной перестройки машиностроительного ком­плекса являются: производство машин и технологического обо­рудования для ТЭК и первичной переработки различных видов природного сырья: леса, руд металлов и др., а также производст­во машин и оборудования для сельского хозяйства.

Большая часть машиностроения сосредоточена в Красноярске: завод «Сибтяжмаш», завод тяжелых экскаваторов, АО «Крас­ноярский завод комбайнов», АО «Красноярский завод холо­дильников». В числе важнейших инвестиционных проектов дляКрасноярского края — развитие ракетно-космических техно­логий на базе ГП «Красномашзавод», организация производства комбайнов семейства «Кедр», выпуск средств учета электроэнер­гии на Дивногорском заводе низковольтной аппаратуры и др.

В Иркутске работают заводы тяжелого машиностроения, про­изводящие драги и металлургическое оборудование, авиацион­ный завод, на котором намечено наладить новое производство самолета-амфибии Бе-200.

В Республике Хакасия в г. Абакане построен крупнейший за­вод по производству грузовых вагонов, который получит даль­нейшее развитие после осуществления проекта строительства Абаканского сталелитейного завода по выпуску стального ва­гонного литья. В Минусинске создан комплекс электротехни­ческих предприятий. В Забайкалье — Республике Бурятия и Читинской обл. — в настоящее время осуществляется техно­логическая конверсия предприятий ВПК, на базе которых будут, в частности, производиться авиационная техника и системы теп­лоснабжения.

Агропромышленный комплекс Восточной Сибири относитель­но невелик и сосредоточен в южной части района, где для этого имеется необходимая природно-ресурсная база. Сельское хозяй­ство ВСЭР производит около 6% продукции отрасли в России. На животноводство приходилось почти 55% всего объема сельско­хозяйственного производства. Здесь сосредоточено 10% сель­скохозяйственных угодий страны, но только 6% — пашни. По производству основных видов продукции растениеводства и жи­вотноводства (зерна, картофеля, овощей, мяса и молока) Вос­точная Сибирь занимала в России 6—8 места. Третье место — по производству шерсти (11%). К отраслям районной специализа­ции относятся зерноводство (выращивание яровой пшеницы, ри­са, ячменя, овса), а также овцеводство (12% поголовья овец и коз в России). Из-за суровых климатических условий почти не вы­ращиваются технические культуры. В северных автономных округах (Таймырском и Эвенкийском) развиваются оленеводст­во, пушной и рыболовный промыслы, которыми занимается ко­ренное население.

Транспортный комплекс имеет большое значение для связей Восточной Сибири с другими районами. Он относительно развит на юге района и не имеет каркасной сети на севере. Средняя плотность железных дорог около 2 км на 1000 км2 террито­рии, автомобильных дорог с твердым покрытием — около 11 км, что в несколько раз меньше среднероссийской плотности таких дорог.

Железные дороги пересекают район, в основном, в широт­ном направлении: Транссибирская магистраль, западная часть БАМа — от Усть-Кута до Удокана на севере Читинской обл. Ме­ридиональные (на север вдоль Енисея) железные дороги только формируются: построены Решеты—Богучаны (к Богучанской ГЭС) и Ачинск—Абалаково (в новый лесопромысловый район. На территории Таймырского округа действует изо­лированная заполярная железная дорога, соединяющая г. Но­рильск с портом Дудинка.

Автомобильные дороги связывают Восточную Сибирь с Запад­ной Сибирью и Забайкальем, откуда шоссейная дорога вскоре должна быть проложена до Дальнего Востока. Для экономики Рес­публики Тыва, не имеющей железных дорог, очень важен Усин-ский тракт, связывающий г. Кызыл с г. Абаканом.

Важное значение для экономики Восточной Сибири имеет речной транспорт, обеспечивающий сезонное (летне-осеннее) су­доходство на р. Енисее от Красноярска до морского порта Диксон в Карском море. В глубоководных низовьях на Енисее функ­ционируют морские порты: Игарка, осуществляющая перевал­ку лесных грузов с речных на морские суда, и Дудинка, через которую медно-никелевая руда отправляется по Северному мор­скому пути в сторону Мурманска.

Роль авиационного транспорта чрезвычайно велика для Вос­точной Сибири, так как только благодаря ему существует связь северных районов с Большой землей — Красноярском, Москвой. Особое значение она имеет в зимний период для жизнеобеспе­чения Норильского промышленного узла. Территория Восточной Сибири привлекает внимание зарубежных авиакомпаний в свя­зи с возможностью транзитных сообщений Западной Европы с Восточной Азией, а также Северной Америки и Юго-Восточной Азии через Северный Ледовитый океан.

 



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом