Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Региональная политика

В соответствии с «Основными положениями региональной политики в Российской Федера-ции», утвержденными Указом Президента от 3 июня 1996 г., главными целями региональной эко-номической политики являются стабилизация производства,возобновление экономического роста в каждом регионе России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.
В «Основных положениях» определены также задачи региональной экономической политики на предстоящее десятилетие. Эти же задачи должны решаться в среднесрочный период. Таковыми яв-ляются: 1) укрепление экономических основ террито¬риальной целостности и стабильности государст-ва; 2) содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению регио¬нальных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры; 3) сокращение чрезмерно глубоких раз-личий в уровне социально-экономиче¬ского развития регионов, поэтапное создание условий для ук-репления в них собственной экономической базы, повышения благосостояния населения, рационали-зация систем расселения; 4) достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях; 5) развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.); 6) стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» эко¬номики субъектов Российской Федерации; 7) оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами; 8) разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и др.); 9) совершенствование экономического районирования страны.
Решение этих задач требует продолжить формирование механизма реализации региональной экономической политики, включающего систему правовых, экономических и организаци¬онных норм, методов, регуляторов и процедур, используемых на различных уровнях управления. В эту систему должны войти комплекс законодательно-правовых актов, блок экономических регуляторов, систематическое научное обеспечение региональной политики, разработка регионального аспекта федеральных прогнозов социально-экономического развития страны, мониторинг регионального развития, учет региональных особенностей при проведении экономических реформ, использование программно-целевого метода решения региональных и межрегиональных проблем, меры по информационному обеспечению региональной по¬литики.
В «Основных положениях» довольно подробно рассматриваются формы и методы реализации региональной экономической политики. Важнейшими их них на среднесрочный период пред-ставляются: 1) осуществление федеральных целевых программ развития регионов, реализация терри-ториальных блоков отраслевых и межотраслевых федеральных целевых программ с до¬левым государ-ственным финансированием, участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации; 2) со¬вершенствование финансовых и налоговых отношений между Российской Федерацией, ее субъектами, органами местного самоуправления, направленное на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения двух последних; 3) размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.
Реализация целей и задач регионального развития тесно связана с осуществлением того или иного сценария проводимой структурной, инвестиционной, внешнеэкономической и другой го-сударственной политики.
Сверхзадачей является сохранение и упрочение положения России в мире как великой держа-вы. Этому в наибольшей мере отвечает сценарий развития ее производительных сил с ориентацией на современные высокие технологии и ускоренную конверсию военно-промышленного комплекса с ис-пользованием его научно-технического потенциала как для обеспечения надежной обороноспособно-сти страны, так и для модернизации всех отраслей народного хозяйства. Ставка на постиндустриальное направление развития повысит роль крупных городских агломераций и научно-технических центров европейских районов страны и юга Сибири, создаст предпосылки ускоренного роста благосостояния большинства населения наиболее обжитых районов страны, не будет противоречить инте-ресам развития предпринимательской деятельности в средних и малых городах, на селе.
Главным сдерживающим фактором осуществления этого сценария является отсутствие для его реализации крупных инвестиций, особенно на начальных стадиях, когда еще не созданы накопления, достаточные для расширенного воспроизводства.
Основным источником валютных поступлений в Россию является экспорт минерально-сырьевых ресурсов. В случае развития сценария, предполагающего сохранение ресурсно-сырьевой специализации России на внешнем рынке и осуществление политики энерго- и ресурсосбережения, производственно-инвестиционная деятельность будет смещаться в северные и восточные районы страны, богатые запасами топлива и минерального сырья. Доля этих районов в валовом внутреннем продукте, возросшая в ходе реформ, будет продолжать расти. Хотя в этих районах падение производства за последнее время было не таким значительным, возможности их относительного благополучия ограничены, особенно при длительной сырьевой ориентации российской экономики. Долговременное развитие производительных сил по такому сценарию неизбежно связано с депрессией и социальной напряженностью в других районах, с зависимым положением России в мировом сообществе.
Представляется необходимым обеспечить рациональную комбинацию сценарных подходов: при преобладании второго сценария в среднесрочной перспективе как наиболее способствующего накоплению инвестиционных ресурсов, с достижением доминирования первого сценария на последующих этапах.Специфика территорий должна учитываться как при осуще¬ствлении общероссийской, инвестиционной, финансовой, социальной внешнеэкономической политики, так и при переносе ряда направлений реформы (в социальной сфере, малом предпринимательстве и др.) на региональный уровень, разработке специальных программ проведения реформ в районах с особыми условиями. Комплекс форм и методов реализации региональной экономической политики необходимо дифференцировать применительно к различным типам регионов.
Существуют объективные сложности при типологии районов России, прежде всего трудность выделения благополучных и неблагополучных (депрессивных и отсталых) регионов. В настоящее время практически каждый субъект Федерации может претендовать на отнесение его по тем или иным характеристикам к нуждающимся территориям. В связи с этим депрессивность и отсталость региона должны оцениваться не сами по себе, а по отношению к состоянию других районов, социально-экономическая ситуация в которых также далека от благополучной и может изменяться во времени, что тоже надо учитывать.
Принципиальным является определение категорий депрессивного и отсталого районов, их места в региональной политике государства.
Депрессивный район — район, переживающий глубокий экономический кризис, выразившийся в спаде производства (прежде всего в традиционных ведущих отраслях его территориальной специализации), длительное время находящийся в фазе застоя, сохраняющий низкие темпы производства и диверсификации производства при новых формах экономического сотрудничества с другими регионами. Депрессивные территории располагают существенным производственным потенциалом, который в силу определенных причин (большой изношенности основных произ¬водственных фондов, специализации на производстве продукции, не имеющей в значительной своей части рынков сбыта, отработанности месторождений и др.) не может быть использован в народном хозяйстве без коренной реконструкции. Эти районы характеризуются устойчивым отставанием по главным социально-экономическим параметрам развития от средних по стране показателей.
Для депрессивного региона характерны глубокие внутренние диспропорции хозяйства, высо-кий уровень безработицы, в том числе среди работников средней и высокой квалификации, наличие свободных производственных мощностей, как в отраслях специализации, так и среди обслуживающих и вспомогательных производств, отсутствие или слабое развитие новых прогрессив-ных отраслей, которые могли бы стать будущими очагами роста региональной экономики. Депрессивный район, не получивший необходимой финансовой и экономической поддержки, исчерпавший внутренние источники экономического развития, с течением времени утрачивает производственный потенциал и потенциал квалифицированной рабочей силы. Нарастают процессы деградации региональной экономики. Ухудшение пбказателей производства снижает доходы и уровень жизни населения, а сокращение налогооблагаемой базы и поступлений в бюджет влечет за собой падение уровня социального обслуживания. Регион утрачивает свои позиции среди других районов страны по параметрам социально-экономического развития и может перейти в разряд отсталых.
Отсталый район отличается низким уровнем развития социальной и экономической сфер. Для него характерны недостаточные диверсификация хозяйства и уровень занятости населения, низкая квалификация рабочей силы; социальная сфера плохо обеспечивает даже самые насущные его потребности. Район не обладает инвестиционной привлекательностью и отмечается высокой степенью риска для предпринимательской деятельности. Критерием отнесения района к категории отсталого является низкий уровень производства на душу населения, реальных душевых доходов, неразвитость социальной и производственной инфраструктур.
Точные границы депрессивных и отсталых районов могут совпадать и не совпадать с граница-ми республик, краев, областей Российской Федерации. Как правило, территории традиционно отста-лых районов масштабнее, охватывают один или несколько субъектов Федерации. Депрессивные ре-гионы, в том числе с показателями социально-экономического развития ниже порога отсталости, в состоянии локализоваться в рамках административного района, его части или города. Вместе с тем при разработке и реализации мер государственной поддержки целесообразно стремиться к выделению такого контура депрессивных и отсталых регионов, который будет совпадать с границами субъектов Федерации, административных районов, городов. В этом случае реализация мероприятия поддержки будет значительно упрощена. Экономическая политика по отношению к отсталым регионам должна быть как краткосрочной и среднесрочной — социальная поддержка населения, перелом тенденций все более глубокого его обнищания, поощрение малого предпринимательства в городской и в сельской местностях, так и долгосрочной — создание условий для роста экономики и развития предпринимательства. Прежде всего это должно проявляться в государственной политике строительства объектов инфраструктуры, в проведении активной инвестиционной политики. Средне-срочная экономическая поли¬тика в депрессивных и относительно благополучных районах должна быть направлена на обеспечение в них хозяйственной стабилизации и экономического роста, связанных прежде всего с конверсией оборонных и гражданских отраслей, с внедрением новых передовых технологий и модернизацией обрабатывающих производств и инфраструктурных систем.
Отсталые и депрессивные районы нуждаются в принятии срочных мер, для обоснования и реа-лизации которых должны разрабатываться целевые программы. При финансовом и материальном обеспечении этих программ федеральные ресурсы, в силу их ограниченности, должны играть сущест-венную роль лишь при поддержке хронически отсталых регионов, которые не могут за счет своих финансовых возможностей поддерживать даже минимальный уровень социального обеспечения населе-ния.
Проблема подтягивания кризисных (депрессивных и отсталых) территорий России до уровня относительно благополучных должна решаться параллельно с государственной поддержкой хозяйст-венного развития регионов двух типов, выделяемых по их стратегическому значению для экономики страны: 1) регионов, которые могут выполнить функции наиболее эффективных региональных полюсов роста, способных быстро выйти на качественно новый уровень своего развития и тем самым ока-зать сильное влияние на перелом общей негативной ситуации в стране и стать эпицентрами зарожде-ния новых хозяйственных отношений, инновационных проектов, позитивных структурных сдвигов и т. д. (к таким регионам могут быть отнесены, например, Московская, Самарская, Нижегородская и Новосибирская обл., Республика Татарстан); 2) проблемных регионов особых федеральных интересов, являющихся таковыми благодаря своим природным ресурсам и геополитическому положению (Тю-менская и Сахалинская обл., Республика Саха (Якутия) и др.).
Большинство регионов особых федеральных интересов — это районы нового хозяйственного освоения, находящиеся в экстремальных природных условиях. Такие районы, как правило, имеют ги-пертрофированную специализацию на сырьевых отраслях, от¬сталую социальную сферу и низкое качество жизни населения (за исключением получающей большие доходы от добычи нефти и газа Тюменской обл.), деградировавшие экосистемы в местах интенсивной добычи природных ресурсов. Функционирование экономики в этих районах находится почти в полной зависимости от поставок топлива, продовольствия, оборудования и других товаров. В результате нарушения хозяйственных связей экономический и социальный кризис здесь быстро достиг критического уровня. Поскольку продукция, производимая в экстремальных районах, в основном, имеет стратегическое значение, проблема поставок должна решаться как рыночными методами, так и с помощью мер государственной поддержки. Особо сложной задачей региональной политики является создание условий для скорейшей стабилизации экономики в районах Севера России. По отношению к этим районам должен осуществляться комплекс мер федеральной политики, основанный на принципе государственного протекционизма в налогово-бюджетной, тарифно-ценовой, инвестиционной, социальной и других видах общероссийской политики.{SITELINK-S370}Цели региональной политики{/SITELINK}



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом