Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Сфера услуг

Первобытное общество - шаманы, врачеватели. Рабовладельческое общество - складывается система общественного обслуживания (учебные заведения, торговля, зрелища, элементы коммунального хозяйства и бытовых услуг). Индустриальная революция - резкое усиление процессов разделения труда, дальнейшее выделение новых видов услуг. Период НТР и постиндустриальное развитие - скачок в информационном обслуживании, массовый переход от самообслуживания к использованию услуг в быту.

Место сферы обслуживания в жизни общества. Услуги нужны людям на протяжении всей жизни - от роддома до кладбища. Все, что человек потребляет, проходит через сферу обслуживания (кроме продукции ЛПХ).

Общая функция сферы обслуживания - обеспечение комплекса услуг, необходимых для жизнедеятельности и развития населения.

Результаты труда в сфере услуг разделяются на:

1.        Труд, направленный на потребление материальных благ (материальные услуги).

2.        Услуга не воплощается в каком-то предмете, а существует как полезный эффект труда, потребляемого как деятельность, в самом процессе труда.

3.        Социальные результаты труда - для нужного обществу социального вопроизводства населения.

Взаимозависимость развития сферы услуг и материального производства:

1.       при увеличении производительности труда в материальном производстве происходит перераспределение занятых в сферу услуг

2.       от материального производства зависит рост оснащенности оборудованием в сфере услуг

3.       потребности в новейших видах услуг стимулируют производство нужных товаров (инструментов, оборудования)

4.       сфера услуг осуществляет воспроизводство рабочей силы всех отраслей (как простое - восстановление способности к труду, так и развитие интеллектуальных и физических возможностей).

Человеческий капитал - фактор повышения продуктивности труда, возникающий в результате образования, профессиональной подготовки и поддержания физического здоровья. Сбережения в экономике могут быть инвестированы как в повышение отдачи земли, труда, в машины и оборудование, так и в человека.

Социальное значение сферы обслуживания.

Прежде всего, на развитие сферы обслуживания влияют характеристики населения - половозрастная структура, уровень образования, национальный состав, традиции культуры, потребности и т.д.

Но и сама сфера обслуживания воздействует на социальное развитие, изменяя условия и образ жизни населения.

Одним из условий жизни является достигнутый уровень развития обслуживания (остальные условия - природные, доходы, обеспеченность жильем и имуществом, условия для отдыха и др.).

В образе жизни (деятельность человека) развитие сферы услуг способствует увеличению свободного времени, эмансипации женщин, удовлетворению разнообразных потребностей. Оценивать воздействие можно через бюджеты времени - способ измерения образа жизни и выделения групп населения с разным образом жизни.

Развитие сферы обслуживания ведет к большему разнообразию типов образа жизни (меньшая зависимость от рутинного домашнего труда, более широкие интересы образованных людей, увеличение времени, затрачиваемого на работу, продление активности в пожилых возрастах и т.д.)

Но эта зависимость не абсолютна: новыми видами услуг можно не пользоваться, большее свободное время можно проводить у телевизора, смотря сериалы. По обследованиям конца 80-х сокращение времени на домашнее хозяйство привело к росту пассивных форм отдыха, при этом сократилось время на учебу.

 


Состояние. Численность врачей всех специальностей составила 698 тыс. или 47 врачей на 10 тыс. населения, среднего медицинского -123 специалиста на 10 тыс. Для сравнения: США – 28, ФРГ – 33, Франция 26, Япония – 21. Обеспеченность больничными койками в России - 138 на 10 тыс., в США - 50, ФРГ – 108, Франции – 129, Японии – 130.

Соотношение между максимальной (Москва – 78) и минимальной (Курганская область) обеспеченностью врачами - 2,8 раз. Минимальные показатели - в пристоличных областях, части ЦЭР и ЦЧР, и слаборазвитых регионах - бурятских АО, части республик Сев. Кавказа.

Платные услуги в общем объеме занимали незначительное место, преобладали услуги по зубопротезированию - 74% суммарных расходов населения на платное медицинское обслуживание). Опыт работы хозрасчетных и платных поликлиник Москвы свидетельствовал о значительном спросе населения на высококвалифицированную платную помощь.

Недостатки госбюджетной модели организации здравоохранения: высокая зависимость от состояния государственных финансов и приоритетов, низкие стимулы по внедрению научно-технического прогресса, проблема доступности медицинских услуг, отсутствие стимулов к повышению эффективности и качества работы врачей и медицинских учреждений, сверхцентрализованный бюрократический характер управления здравоохранением, затратный механизм финансирования медицинских учреждений и социального страхования работников.

Кризис здравоохранения выразился как в экономических, так и в социальных показателях. По данным ВОЗ, для нормального обеспечения потребности в медицинском обслуживании удельный вес расходов на здравоохранение должен составлять не менее 6% в ВНП. В России же этот показатель в конце 80-х гг. составлял 3% против 6-10% в развитых странах Запада.

Страховая медицина. В действующей Конституции сохранен прежний подход к формулированию прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. (Статья 41 Конституции России определяет, что «медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно»). Происходит замена государственно-бюджетной модели здравоохранения на модель обязательного медицинского страхования (ОМС) в расчете на развитие внутренней конкуренции внутреннего рынка в сфере медицинских услуг. Общественный сектор здравоохранения существует в виде всеобщего бесплатного медицинского страхования. Страховщиками обязательной медицинской помощи выступают государство и предприятия. Они вносят обязательный страховой взнос  в фонд медицинского страхования. При этом предоставлена свобода выбора медицинских учреждений, врача и страховых организаций. В качестве страховщика выступают страховые медицинские компании, территориальные отделения фонда ОМС. Страхователи – государственные бюджетные организации, частные компании, акционерные общества, а также физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и лица свободных профессий.

Тарифы взносов на ОМС работающего населения, равные 3,6% от фонда заработной платы, были установлены в 1993 г. без увязки с потребностями в ресурсном обеспечении медицинской помощи, которая должна предоставляться застрахованным. Размеры платежей из бюджета неработающего населения вообще законодательно не закреплены.

Два направления реформы здравоохранения:

1.Перераспределение средств в пользу более эффективных и менее дорогостоящих форм медицинской помощи. В России в структуре медицинских услуг преобладала стационарная помощь: затраты на нее составляют 65% общего объема государственного финансирования здравоохранения, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой эта доля равна 35-50%. Эффективность использования ресурсов в сфере здравоохранения может быть повышена путем их частичного направления в амбулаторно-поликлинический сектор и развития стационарнозамещающих технологий лечения.

2.Ликвидация ведомственной медицины, консолидация бюджетных затрат на здравоохранение. Не получилось: в федеральном бюджете доля Минздрава составляла 66,5% расходов по статье «здравоохранение», доля управления делами президента РФ, включая финансирование Медицинского центра равнялась 10,4%, других органов федеральной власти и федеральных учреждений – 23,1%.

Финансирование больницы или поликлиники напрямую зависит от числа пролеченных больных, т.е. медицинские учреждения работают в условиях конкуренции за пациента. Страховая компания получает из Фонда ОМС денежные средства на оплату медицинских услуг, которыми она оперативно распоряжается. Конкуренция должна была создать условия для улучшения качества медицинской помощи, защиты интересов пациентов, более эффективного использования ресурсов. На практике получилось иначе. В отношениях между страховыми компаниями наблюдается скорее разделение сфер влияния, чем конкуренция. Большинство страховых компаний играют роль пассивного посредника между фондами ОМС и медицинскими учреждениями. Типична ситуация, когда отсутствует конкуренция между лечебно-профилактическими заведениями вследствие их локального монопольного положения. Таким образом, введение рыночных институтов в систему финансирования здравоохранения не повлекло за собой рыночного поведения покупателей и производителей медицинских услуг.

 



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом