Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Рынок потребительских услуг

Услуги в рыночной экономике — такой же товар, как и созда­ваемые в производственной сфере материальные ценности. Сего­дня в России производство услуг в материальной и нематериаль­ной сферах обеспечивает половину всего ВВП, для сравнения: в США — 3/4, в Англии, Франции, Италии, Швеции, Японии от 3/5 до 2/3. Спрос на услуги, как и на потребительские товары, напрямую зависит от роста денежных доходов, материального благосостояния, культурного уровня населения.

Российский рынок потребительских услуг еще только фор­мируется. В структуре платных услуг населению по-прежнему преобладают три вида — бытовое, жилищно-коммунальное и транспортно-пассажирское обслуживание . На их до­лю приходится свыше 3/5 всего объема реализуемых услуг, для сравнения: в Японии более 4/5 общего объема услуг населению составляют услуги в области образования, здравоохранения и ор­ганизации досуга.

Не получили еще должного развития сфера туризма и отды­ха, общественного питания, услуги учреждений культуры и спор­та, многие виды услуг, связанные с функционированием рынка (финансовые, маркетинга и рекламы, юридические, страховые и др.). Уровень развития сферы услуг существенно различается по регионам страны. Больше всего потребительских товаров и ус­луг на одного жителя реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных промышленных, административных и деловых центрах. По количеству и разнообразию оказываемых услуг они заметно выделяются на общерегиональном фоне. Москва, напри­мер, стала бесспорным лидером по оказанию банковских услуг.

На территориальную организацию рынка услуг влияют мно­гие факторы: население, географическое положение, обес­печенность объектами инфраструктуры (транспорт, коммуникации и др.), особенности городской застройки (деловой центр, спальные районы, промышленная зона), наличие свободного фонда нежилых помещений, стоимость земельных участков и т. д.

Одновременно следует учитывать разнохарактерность и адрес­ность предоставляемых услуг. Так, различают услуги повседневного спроса, к которым постоянно обращается большая часть прожи­вающего на данной территории населения. Услуги, к которым обращаются периодически, включают, в частности, банковские, платное медицинское обслуживание, пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт бытовой техники, службу проката, автосервис, услуги туристических агентств, культур­но-зрелищных и спортивных учреждений и т. п.

Наконец, можно выделить группу сравнительно редко (эпизо­дически) потребляемых услуг, обращенных к более ограниченной части населения, например ремонт и строительство жилья, юри­дические консультации, услуги страховых компаний, специали­зированных больниц, гостиничные и др. Сеть подобных услуг гео­графически более разрежена.

По уровню технической оснащенности и разнообразию форм организации отечественная сфера услуг пока заметно отстает от передовых стран Запада. Вот почему использование междуна­родного опыта в развитии систем обслуживания производства и населения может оказаться весьма полезным. Внедрение электроники привело к появлению новых видов и форм обслуживания. Электронно-вычислительная техни­ка находит применение в консультационной службе, банковских услугах, организации досуга, других видах обслуживания насе­ления.

Среди предоставляемых населению услуг особое место занима­ет рекреация  — деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, удовлетворение его эмоциональных, духовных и культурных потребностей. Одно­временно рекреация способствует улучшению, облагораживанию природных и культурно-исторических ландшафтов, тем самым соз­дает более благоприятную среду обитания человека. В условиях перехода к рынку рекреация может превратиться в высокодоходную отрасль хозяйства, приносящую в казну госу­дарства и региональные бюджеты значительные денежные по­ступления, в том числе в твердой валюте. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), Россий­ская Федерация в 1998 г. находилась на 16-ом месте в мире по получаемым доходам от международного туризма, а по числу иностранных граждан, прибывающих в Россию, — на 13-ом месте. В нашей стране пока преобладает выездной туризм. Особую актуальность проблеме организации санаторного лечения, отдыха и туризма в России придает то обстоятельство, что после распада СССР за ее рубежами остались наиболее благоуст­роенные «всесоюзные» здравницы и курорты Крыма, республик Балтии, причерноморская курортная зона и горно-туристические комплексы Закавказья. По данным социологических опросов, на их долю приходилось до 1/3 всех самодеятельных и свыше 2/5 отды­хающих по путевкам туристов в бывшем Советском Союзе.

Большая часть рекреационных учреждений сосредоточена в европейской части России — в Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском экономических районах, на Среднем Урале. Напротив, регионы европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока испытывают острый дефицит в подобного рода учреждениях отдыха.

Анализ состояния и проблем социального комплекса страны по­зволяет наметить ряд приоритетных направлений по дальнейшему развитию производства и рынка потребительских товаров и ус­луг. К ним следует отнести: 1) научное обоснование территориаль­ной организации сферы услуг с учетом особенностей расселения и социальной структуры населения; 2) развитие маркетинговых исследований, направленных на изучение спроса населения на товары и услуги; 3) совершенствование структуры услуг за счет увеличения в их общем объеме доли образовательных, медицин­ских, финансовых, информационных, сервисных, рекреационно-туристских услуг; 4) развитие в сфере производства потребитель­ских товаров и услуг малого предпринимательства и среднего бизнеса, в том числе с привлечением иностранного капитала (создание СП); 5) активный поиск источников финансирования и разработка экономических механизмов стимулирования пред­принимательской деятельности, направленной на более полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах; 6) укреп­ление материально-технической базы предприятий легкой про­мышленности и производств, связанных с выпуском бытовой тех­ники и товаров хозяйственного значения, за счет обновления основных фондов, внедрения соответствующих мировому уров­ню прогрессивных технологий, что позволит разнообразить ас­сортимент и улучшить качество их продукции.

 

 



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом