Единый центр дистанционного образования

Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
через Internet

Консультации о поступлении

  Региональная экономика    контакты    Биография    Карта сайта  

Особенности машиностроительного комплекса

Машиностроительный комплекс включает машиностроение и металлообработку; машиностроение производит 80% продук­ции этого комплекса. В машино­строительном комплексе сосредоточено более четверти основных промышленно-производственных фондов, более трети промышленно-производственного персо­нала, в нем создается почти пятая часть стоимости произведенной промышленной продукции в стране.

Машиностроение имеет сложную структуру. Оно включает свыше 130 подотраслей и 13 отраслей металлообработки.

В размещении и развитии машиностроения имеются суще­ственные недостатки: 1) отечественное машиностроение до сих пор не обеспечивает хозяйства и индивидуальных потребителей необходимым количеством высококачественных машин и запас­ных частей к ним; 2) не удовлетворяют требованиям потребителей качественные показатели машиностроения: надежность, ремон­топригодность, экологическая чистота, комфортность обслужи­вания, эстетичность, неконкурентоспособность на мировом рын­ке; 3) относительно высокая себестоимость производства и цена продукции машиностроения; 4) еще сильна традиция выпуска отдельных машин, а не комплектов (систем) взаимосвязанных машин, силовых устройств и средств автоматизированного управ­ления; 5) территориальные просчеты в производстве продукции. Длительное время 90% продукции машиностроения выпускалось в европейской части, причем неоправданно повышалась ее доля в производстве металло- и энергоемких машин и оборудования, а в восточных районах — сложных и трудоемких производств. На востоке целесообразно размещать прежде всего материало- и энергоемкие, а также малотрудоемкие подотрасли машино­строения.

На территориальную организацию машиностроительного ком­плекса оказывают влияние: I) исторический фактор. Большин­ство крупных и средних предприятий расположено в европей­ской части России. Здесь производится свыше 85% продукции машиностроения и металлообработки. Нужно учитывать и сложившуюся в советский период высокую степень милитаризации машиностроения; 2) специали­зация производства (предметная, технологическая, подетальная); 3) концентрация и монополизация производства. В машино­строении и металлообработке (без промышленности медицинской техники) 309 предприятий-монополистов, составляющих 5% в общем числе предприятий, выпускают более 33% в общем объе­ме продукции этой отрасли; 4) широкое развитие производствен­ного комбинирования; 5) экономические факторы, определяющие размещение предприятий машиностроения. Размеще­ние машиностроительных предприятий мало зависит от природ­ных факторов и определяется исключительно экономическими факторами — материалоемкостью, энергоемкостью, трудоемко­стью, фондоемкостью, потребительской востребовательностью. По экономическим районам сложилась рыночная специали­зация машиностроительных комплексов.

По экономическим районам сложилась рыночная специали­зация машиностроительных комплексов (табл. 65), что в зна­чительной мере определено факторами размещения конкретных производств, подотраслей машиностроения.

Специализация машиностроительных комплексов по экономическим районам России:

Экономические районы

Специализация машиностроительных комплексов

Центральный, Цен­трально-Чернозем­ный, Волго-Вятский

1. Автостроение с многочисленными смежниками. 2. Локомотиво- и вагоностроение. 3. Речное судостроение. 4. Про­изводство станков.

5. Производство подшипников. 6. Произ­водство инструмента.

7. Производство точных машин и при­боров. 8. Энергетическое машиностроение (моторы, транс­форматоры) и электротехника.

9. Сельскохозяйственное ма­шиностроение (тракторы и комбайны).

10. Производство ма­шин и оборудования средних габаритов для промышленно­сти и других отраслей хозяйства

Северо-Западный и Северный

1. Энергетическое машиностроение (турбины и генераторы).

2. Электротехника. 3. Морское судостроение. 4. Вагонострое­ние.

5. Станкостроение. 6. Производство точных машин и приборов.

 7. Производство промышленного оборудования (в том числе для добычи топлива, металлургии и химии)

Уральский

1. Тяжелое машиностроение (горное, металлургическое и хи­мическое оборудование). 2. Вагоностроение. 3. Производст­во тяжелых станков, кузнечно-прессовых и строительно-до­рожных машин.

4. Тракторостроение. 5. Энергетическое ма­шиностроение (турбины, моторы). 6. Электротехника. 7. Ав­тостроение. 8. Производство станков и инструмента

Поволжский

1. Автостроение. 2. Станкостроение и приборостроение. 3. Про­изводство оборудования для нефтяной и химической промыш­ленности. 4. Речное судостроение. 5. Тракторостроение и сель­скохозяйственное машиностроение

Северо-Кавказский

1. Сельскохозяйственное машиностроение (комбайны). 2. Ло-комотивостроение (электровозы). 3. Производство энерге­тического оборудования (котлы)

Западно-Сибирский и Восточно-Сибир­ский

1. Тяжелое машиностроение (горное и металлургическое оборудование). 2. Сельскохозяйственное машиностроение (тракторы и комбайны). 3. Производство электрического оборудования (котлы, турбины). 4. Станкостроение (в том числе изготовление тяжелых станков и кузнечно-прессо­вых машин). 5. Электротехника и приборостроение. 6. Ва­гоностроение. 7. Речное судостроение

Дальневосточный

1. Морское и речное судостроение. 2. Производство стан­ков и промышленного оборудования



Новости

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом